Мнение «Правого полушария Интроверта» Время чтения - 4 минуты Приложение для саморазвития. Скачать Автор: Никита Добряков
Джорджо де Кирико – художник с необычной судьбой. За свою жизнь он несколько раз полностью менял свой стиль до неузнаваемости, переходя от метафизической живописи к необарокко и обратно. И в определённый этап своей карьеры им сильно заинтересовались сюрреалисты, но их творческое единение быстро прошло. Быстро, но не бесследно для сюрреалистов.
Как думаете, что между ними может быть общего?
Давайте присмотримся к работам де Кирико метафизического периода (рис.2). Что мы видим? Неподвижный мир, который буквально замер. И образы, сохраняющие беззвучное спокойствие. Весь мир как будто вымер, и была ли здесь вообще когда-либо жизнь? Что отсюда могли взять сюрреалисты? Само пространство де Кирико. Можно просто сопоставить Сальвадора Дали и де Кирико (рис.3). Что мы видим? Одинаковый застывший мир, в котором возникают образы. Образы, безусловно, абсолютно разные. У Сальвадора Дали образы фантасмагорические, объемные, фактурные, тогда как у де Кирико замкнутые, цельные, одинокие. Но сам мир, само пространство, где все происходит – оно одно. И де Кирико научил сюрреалистов визуализировать пространство своих снов, выявляя на свет образы бессознательного. Союз итальянца с французами продлился недолго, вскоре сюрреалисты перестали на него ориентироваться. Но мир де Кирико никуда не делся с их полотен. Тут, конечно, надо понимать, что его пустота – это ответ итальянскому футуризму. Хотя он и был во французских художественных кругах ещё со времён парижской школы и Аполлинера, мысленно он всегда был с родной Италией. Похожий и одновременно совсем иной стиль показывает нам Рене Магритт – пожалуй, самый близкий де Кирико по духу и по манере (рис.4). Собственно, одного взгляда на работы хватает, чтобы ощутить там четкость и единство формы, которой у классического сюрреализма нет и в помине.