Унизительно, регрессивно и позорно — такие отзывы собрала обложка нового альбома Сабрины Карпентер Man's Best Friend. Певицу раскритиковали за пропаганду женоненавистнических стереотипов и стремление угодить мужчинам. А после промо с названием альбома на ошейнике Сабрине посоветовали обратиться к психотерапевту.
Так что же это на самом деле — консервативный продюсерский проект или неудачная сатира?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Соблазнительная и покорная
Медийный стиль Сабрины Карпентер воплощает патриархальные фантазии об идеальной женщине: миниатюрная фигура, безупречная укладка и соблазнительные позы. В нем прослеживается влияние пин-ап — популярного вида эротических плакатов.
Героиня Сабрины еще и ведет себя идеально. Ведь женщина должна оставаться удобной и милой, чтобы угодить ожиданиям мужчины.
The male gaze
Сабрина строит свой бренд внутри так называемого мужского взгляда. Это способ показывать женщину через призму мужского желания. При этом она теряет самостоятельность и превращается в объект, которым можно любоваться и пользоваться.
И хотя певица иногда иронизирует над образом «маленькой и милой», это не разрушает традиционные роли и ожидания, а стилизует и усиливает их.
Girl power?
Но есть и те, кто называет творчество Сабрины феминистским и считает, что через преувеличенные стереотипы она утверждает право женщины самой решать, чего она хочет.
Это касается и сексуальности: никто не может запретить женщине выглядеть привлекательно, если она этого хочет. И здесь у Сабрины все под контролем: ни один наряд не показывает лишнего сантиметра кожи, а мужчин, перешедших границы, ждет трагичный финал.
Сила в слабости
Героиня Сабрины почти никогда не подчиняется мужчинам, а, наоборот, манипулирует ими. Особенно ярко это проявляется в клипе на песню Feather, где она с невинной улыбкой мстит токсичным мужчинам.
Красота и женственность не делают ее глупой и слабой. А все двусмысленные позы и фразы ее героинь — изящный сарказм и скрытое сопротивление, которые заметит вдумчивый слушатель.
Творчество Сабрины остается спорным. Если ее песни и правда саркастичны, этот сарказм оказался слишком тонким. Настолько, что новую обложку хвалят ультраконсерваторы вроде Эндрю Тейта.
Надеемся, что у Сабрины и правда все под контролем. Шоу-бизнес знает немало случаев, когда продюсеры заставляли исполнительниц сменить стиль на более провокационный. Хочется верить, что она не стала их очередной жертвой, как Бритни Спирс или Ариана Гранде.
Автор: Наталья Набокова, филолог (СПбГУ), исследователь культуры