Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Помазание Иисуса миром: разбор таинства

Помазание Иисуса миром: разбор таинства
Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
История Марии Магдалины была бы неполной без упоминания важного библейского события, которое в католической традиции связывается с ее именем. Речь о сцене помазания Иисуса миром. Поэтому в этом материале подробно разберем каноничные трактовки этого сюжета, его отражение в массовой культуре и значение для христиан.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Значение помазания в христианстве

Помазание вызывает споры у теологов и историков религии. Священные тексты не указывают явным образом ни точное место, ни время, ни личностей, с ним связанных. Разные религиозные традиции описывают детали по-разному, но суть и значимость помазания остаются неизменными.
В иудейской ветхозаветной традиции уже существовало слово «помазанник»‎. «Помазанниками Божьими»‎ называли царей и императоров, подчеркивая их избранность и исключительность для служения божественной цели.
В Библии всякое помазание — наполнение человека божественной благодатью, ибо масло отождествляется со Святым Духом. Считалось, что помазанник избран Богом для выполнения определенной цели.
Христос в доме Симона фарисея
На картине Д. Баутса изображена трактовка сюжета помазания согласно Евангелию от Луки: грешная женщина (не обязательно Мария Магдалина) мажет ноги Христа и отирает их своими волосами в доме фарисея Симона в Наине
Итак, все христиане, вне зависимости от конфессиональной принадлежности и избранного церковью описания события помазания Христа, сходятся в трактовке этого сюжета. В момент помазания за Иисусом была закреплена его духовная миссия перед Богом и людьми. Именно в этот момент был скреплен договор, согласно которому Христос должен принять искупительную смерть по воле Божьей.

Католическая трактовка

Католики считают, что именно Мария Магдалина была женщиной, помазавшей Христа миром. Эта трактовка основана на попытке совместить описания помазания в разных Евангелиях.
В Евангелии от Иоанна утверждается, что Иисус был помазан некой Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря из Вифании. Того самого Лазаря, который был воскрешен Христом.
В Евангелии от Луки описывается помазание Христа неназванной грешницей в Наине, что намного севернее Вифании.
Приложение Правое Полушарие Интроверта
Евангелия от Марка и Матфея лишь указывают на то, что Христос был помазан некой женщиной, однако подтверждают место события — Вифанию. Согласно этим текстам, событие произошло в доме Симона Прокаженного. На имя Симон указывает и Лука. По его версии помазание произошло в доме фарисея Симона.
Католики в попытке совместить эти трактовки называют на основании Евангелия от Иоанна именно Марию Магдалину сестрой Лазаря Четверодневного. Он назван так потому, что был воскрешен через четыре дня после смерти. А также называют Марию грешницей на основании Евангелия от Луки.
«Мария Магдалина»‎, 
 Ян ван Скорел
Более того, в разных Евангелиях отличается и сам обряд: Матфей и Марк описывали помазание головы Христа, а Иоанн и Лука — ног, причем, согласно их трактовке, выполнявшая помазание женщина обтирала ноги Христа своими волосами. Часто сюда же добавляется упоминание о том, что перед обтиранием женщина окропила ноги Иисуса своими же слезами.
Католическая церковь не разрешает явным образом большей части этих противоречий, допуская все возможные евангельские трактовки. Однако чаще всего встречается указание на помазание Марией Магдалиной, сестрой Лазаря, в Вифании.
Важнейшей деталью этого запутанного католического сюжета является то, что в западной христианской традиции особенно подчеркивается еще одно значение помазания — подготовка к смерти. В иудейской традиции миром часто мазали умерших или умирающих. Поэтому указывается, что женщина специально помазала тело Иисуса миром, готовя его к погребению.
Основные различия помазания в разных Евангелиях

Православная трактовка

В православном богослужении событие помазания лишено большей части подробностей, которыми его наделяет католическая церковь.
Православная церковь не отождествляет Марию Магдалину с образом помазывающей Христа женщины. Образ первой в восточном христианстве почитается только как образ равноапостольной святой мироносицы — женщины, пришедшей с тем самым благовонным миром к могиле Христа после его воскрешения. К помазанию она никакого отношения не имеет.
Однако в богослужениях сцена помазания обретает новый смысл. Самоотверженное покаяние грешницы, мажущей миром Христа, противопоставляется греху Иуды, не желавшего отказаться от корыстолюбия и преклониться перед Иисусом.
Впрочем, евангельские противоречия не удалось разрешить и православным богословам. В некоторых текстах молитв прямо указывается об излиянии «благовонного миро на главу»‎ Христа. А на иконах и мозаиках регулярно изображается более наглядная трактовка сюжета с помазанием ног и обтиранием их волосами.
Христос у фарисея

В массовой культуре

Сюжет помазания миром часто вводится в произведениях, в которых одну из второстепенных ролей занимает Мария Магдалина. Эта сцена очень показательна даже для тех зрителей, кто не посвящен в символический смысл обряда. Бережное омовение ног или головы Христа благовониями показывает и вполне мирскую заботу и любовь. Это значение сцены помазания можно в некотором роде считать привнесенным в церковное восприятие сюжета из мира.
Так, сцена помазания Иисуса миром упоминается в повести «Мария Магдалина»‎ Густава Даниловского (1912 год).
Мария Магдалина‎ Густав Даниловский
В этом произведении автор по большей части основывался на Новом Завете и его католических дополнениях — не всегда каноничных. Там Иисус защищает Марию от поклепа Иуды и фарисея Симона, говоря:
«Я пришел к тебе, Симон, а ты пожалел мне воды омыть ноги; она слезами своими омыла мне ноги. Ты не умастил маслом главу мою, а она драгоценным миром помазала ноги мои и этими волосами, мягче шелка, драгоценнее золота, отерла их».
Сцена беседы Христа с Иудой во время ритуала помазания, упомянутая, в том числе, и Даниловским, нашла отражение в рок-опере Эндрю Ллойда Веббера под названием «Иисус Христос — суперзвезда»‎. Она становится сюжетным центром четвертой сцены первого акта «Everything's Alright»‎ (с англ. — «Все в порядке»‎).
Иисус Христос — суперзвезда
В песне доминирующую партию занимает Мария, которая успокаивает Иисуса Христа после тяжелого дня и мажет его дорогой мазью. Иуда начинает возмущаться этому и заявляет, что мазь следовало бы продать за «три сотни серебряных монет, а то и больше»‎. А деньги потратить на помощь бедным и голодающим.
Иисус защищает Марию, говоря, что невозможно помочь всем и нужно радоваться тому, что имеешь сам. Подобным образом и в повести Даниловского:
«Не тревожься и ты, Иуда, ибо нищих вы всегда будете иметь при себе, а меня не всегда»‎.
Сюжет о помазании Христа миром был противоречивым, непонятным, но символически важным. В нем раскрываются сразу три смысла: и избранность Христа, и его подготовка к смерти, и любовь, что питали к нему его последователи.
Приложение Правое Полушарие Интроверта
ФИЛОСОФИЯ