Микеланджело Буонарроти (1475–1564) родился и умер в Риме. Он был не только художником, но и великим скульптором и архитектором. Всё его творчество прошло в эпоху Итальянского Возрождения, частично во Флоренции, где заказчиками были члены влиятельнейшего клана Медичи, а также в Риме, где по заказу Ватикана он создавал свои лучшие произведения.
В числе его самых знаменитых работ роспись Сикстинской Капеллы и перестройка Собора Святого Петра. Несмотря на то, что работы Микеланджело ценились очень высоко ещё при жизни, художник жил скромно и был глубоко религиозным человеком.
Иероним Босх (1450–1516) родился и умер в городе Хертогенбос. Его творческая жизнь прошла в эпоху Северного Возрождения. Босху повезло родиться в семье потомственных художников, поэтому дело всей его жизни было предрешено самой судьбой.
Босх женился на даме из состоятельного рода, что дало ему возможность не думать о том, как заработать, а всецело отдаться искусству. Несмотря на то, что первые его работы были достаточно традиционными, он обратился к стилю, который можно назвать и фантастическим, и сюрреалистическим одновременно.
Полотна мастера полны гротескных и ужасающих образов, его обвиняли в бесовщине, однако художник был уважаемым членом общества. Кроме того, всю свою жизнь он был глубоко верующим христианином, активным членом религиозной общины, членом братства Богородицы.
«Страшный суд» Микеланджело
Эта фреска украшает алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Считается, что она стала не только последним произведением великого мастера, но и ознаменовала начало эпохи барокко.
Работа над фреской заняла шесть лет. Микеланджело был уже в преклонном возрасте и страдал от множества заболеваний. В таком состоянии он создавал свой последний монументальный труд размером около 200 кв. м, изображающий 400 человеческих фигур, которые выражают весь спектр эмоций.
Центральные фигуры композиции — Христос и Дева Мария — изображены не в Византийской традиции, которой следовали художники при написании этой библейской сцены. Здесь Христос — не милосердный спаситель и защитник, а беспристрастный Владыка, наделённый правом наказания.
Фигура Христа — единственная устойчивая фигура во всей композиции. Микеланджело применил особый приём: он немного исказил перспективу, слегка наклонив изображение Христа так, чтобы оно не уходило вглубь, а нависало над человеком, смотрящим на него, внушая страх и уважение к силе Бога.
Все остальные фигуры композиции, находясь практически в хаотическом движении, подчинены фигуре Христа. Даже Дева Мария находится за ним: её поза и выражение лица говорят нам о смятении и бессилии. Апостолы, пророки и святые — все рассказывают о своих земных страданиях, а ангелы без крыл низвергают важные для христианства символы: крест и колонну. Другие же трубят над книгой жизни. Вся композиция необыкновенно динамична.
Фреска стала во многом новаторской. Изначально Микеланджело изобразил всех святых обнажёнными, исходя из текстов святого Павла об обретении праведниками новых небесных тел для жизни после Воскресения.
По замыслу художника, обнажённые фигуры должны были уравнять всех находящихся перед лицом Бога. Но известно, что фреска стала предметом спора в Ватикане. Через 30 лет после смерти художника фреска всё-таки была подвержена цензуре. Многие персонажи получили фиговые листки или накидки.
Фреска стала новаторской ещё и потому, что впервые Христос был представлен в образе молодого, полного сил Аполлона Бельведерского. Очень необычно была решена и динамика тел — праведники воспаряют ввысь, а грешники, символизирующие неотвратимость наказания в «грозный день», спускаются в Ад с выражением ужаса и отчаяния на лицах. Традиционно такие фрески располагались над главным входом, и то, что роспись была размещена над алтарём, сделало её ещё более необычной.
В ходе реставрации, которая началась в начале ХХ века, выяснилось, что фреска была выполнена в ярких зелёных, красных, синих и жёлтых тонах. Долгие века она казалась тёмной и драматичной, потому что была покрыта пылью и копотью.
«Страшный суд» Босха
Самое масштабное из уцелевших произведений великого нидерландского художника Иеронима Босха было закончено в 1504 году. Эта работа создана по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга) для одного из залов здания суда в Брюгге.
Иероним Босх является одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, когда предметом изучения искусства стала истинная природа человека. О нём писали так: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Все части триптиха передают человеческий грех во всех его проявлениях, даже Райский сад лишён света и радости. Мы видим в этой части картины изображение падения, искушения и предательства. Картина Ада полна страдающих душ. Центр триптиха, где изображена обитель семи царств, не отличается по колориту и содержанию от картины Ада. Только самая верхняя часть центральной панели отдана под изображение Царствия Небесного, где Иисус с Девой Марией и Иоанном Богословом находятся в окружении ангелов и праведников. Царство это удалено от нас, и это единственное место, где есть покой.
Несмотря на то, что и масштабная фреска Микеланджело и триптих Босха написаны на один библейский сюжет это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Все персонажи фрески написаны на фоне голубого неба, с использованием ярких насыщенных красок, где Рай вполне утопичен и идеализирован — там бескрылые ангелы сопровождают обретших новые тела праведников к новой жизни. В то же время Ад, который выглядит малопривлекательным, все же находится у ног Спасителя. А сам Иисус, хотя и остаётся центром всего, как бы склоняется над головами смотрящих на него снизу, вызывая трепет, но и оставляя надежду.
Совсем не таков сюжет триптиха Босха. Написанный маслом на деревянных панелях, он отличается филигранной детализацией. Новый материал дал возможности для использования широкой цветовой гаммы и впечатляющего тонального решения. Картины самого Страшного суда и Ада написаны на тёмном фоне, а картина Эдемского сада, где на вершине восседает Бог, лишь немного отстаёт в тональности. И только изображение Царства небесного, по ту сторону Врат Петровых, мы видим как единственное место света и надежды, где Иисус, исполненный благодати, восседает на радуге, и ангелы в белоснежных одеждах возносят ввысь свои трубы. Но тут же, у ног Иисуса, разверзаются врата, где изображение Страшного суда неотличимо от Ада, в котором Сатана сам принимает души грешников.
Оба произведения великих художников основаны на индивидуальных откровениях, что ставит их в ряд новаторских, выдающихся произведений искусства.