Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Энди Уорхол — это искусство?

В мае 2022 года работа Энди Уорхола «Бирюзовая Мэрилин» была продана на аукционе за рекордные 195 млн долларов. Она стала самым дорогим произведением американского искусства и самой дорогой картиной XX века.
Портреты актрисы и бесконечные банки супа Кэмпбелл — то, с чем ассоциируется творчество главного представителя американского поп-арта. Пока одни тратят на них миллионы, другие недоумевают, как консервная банка может быть искусством. Точнее, как обычная, созданная на конвейере, повторяющаяся банка может быть искусством и как такое искусств понимать? Давайте в этом разберёмся вместе.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Концептуальное искусство

Искусство поп-арта, как и искусство постмодерна в целом, концептуально. Это означает, что любой объект, назначенный художником или куратором произведением искусства, может им являться.
К сожалению, просто назначить старый диван шедевром и отвезти в ближайшую галерею не получится. Самое главное в произведении — не его физическое воплощение: форма, цвет, фактура, а стоящая за ним идея — концепция.
Реди-мейд
Первым начал использовать предметы массового производства для своих инсталляций Марсель Дюшан. Произведение искусства создавалось в тот момент, когда готовый предмет — реди-мейд — перемещался в пространство музея, надеялся смыслами и приобретал статус ценного.
Первым реди-мейдом Дюшана было его «Колесо от велосипеда», которое он выставил в 1913 году, затем — «Сушилка для бутылок» (1914) и наконец — скандально известный писсуар «Фонтан» (1917).
Поп-арт взял на вооружение основной принцип реди-мейда. Он показал, что художнику не обязательно придумывать что-то новое: можно взять уже готовые объекты, образы и даже части произведений и переосмыслить их.
Серийность
Создание серий — тоже не новое явление в истории искусства. Оно известно как минимум с начала XIX века, когда английский художник Джон Констебл написал огромное количество этюдов с изображением облаков. Все знают импрессионистические серии стогов сена, руанских соборов и кувшинок Клода Моне. Но серийность Уорхола — другого порядка. С помощью техники трафаретной печати, он создаёт портреты знаменитостей: Мэрилин Монро, Мао Цзэдуна, Ленина и даже Христа. Героями его произведений становятся многократно повторяющиеся бутылки кока-колы и банки супа.
С одной стороны, это символы всеобщего равенства в мире потребления: кока-колу пьют бедные и богатые, суп Кэмпбелл есть в каждом американском супермаркете. С другой — это реакция на господство растиражированных, штампованных образов, на победу копии над оригиналом.
Серии Уорхола бывают двух видов. В одном случае это многократно повторяющиеся изображения почти без какой-либо интерпретации, как банки с супом Кэмпбелл или портреты Элвиса Пресли, наложенные друг на друга.
В другом случае образы не повторяют сами себя — в отличие от механически репродуцируемых объектов массовой культуры. Наоборот, они представляют собой бесконечное множество вариаций.

Это не то, чем кажется

Искусство Уорхола — не всегда то, чем кажется. Он использует понятный и броский язык массовой культуры, но его интересуют не продукты, а этикетки, не предметы, а символы. Или, если использовать термин Бодрийяра, симулякры. Сущность вещи заменяется яркой упаковкой.
За кажущейся легкомысленностью и подчёркнуто наивным языком поп-арта скрываются сложные вопросы: потребление, место человека в обществе, его индивидуальность, и наконец — тема жизни и смерти.
Начиная с 1962 года Уорхол работал над масштабным циклом «Смерть и катастрофы». Произведения, созданные на основе вырезок из газет и журналов, транслируют страх, боль, отчаяние. Они очень не похожи на привычные купюры и консервные банки, но несут в себе ту же идею, что и остальные картины художника: в современном мире смерть стала такой же привычной, как и бутылка кока-колы.
«В какой-то момент я понял, что все, что я делаю, как-то связано со смертью» (Энди Уорхол).

Религия

Это может показаться неожиданным, учитывая образ жизни Уорхола и его скандально известную студию «Фабрика» с её вольными нравами, но знаменитый художник был глубоко религиозным человеком и отпечаток этого чувства присутствует во многих его работах.
Как и его родители, бедные эмигранты из маленького села в Словакии, Уорхол был прихожанином греко-католической церкви. Художник предпочитал не распространяться о своей вере, считая, что это личное, но посещал литургии чуть ли не каждый день.
В конце жизни он неоднократно обращается к религиозной тематике и иконографии. Он многократно тиражирует образ Христа и создаёт серию по мотивам «Тайной вечери» Леонардо.
В более ранних работах Уорхола присутствуют отсылки к каноническим изображениям Мадонны: «Диптих Мэрилин» и «Золотая Мэрилин Монро». Образы знаменитостей и даже этикетки товаров становятся современными «иконами».
Энди Уорхол бросает вызов сложившимся представлениям о том, каким должно быть искусство. Со времен Античности мы привыкли представлять его уникальным, сделанным вручную, серьёзным, а ещё — элитарным, и поэтому непонятным большинству. Его картины показывают, что искусство может быть другим: массовым, ироничным и доступным рядовому зрителю. Или, по крайней мере, казаться таким.
2023-01-17 19:59 ИСКУССТВО