Природа жестокости: в чём смысл перформанса Марины Абрамович «Ритм 0»
Перформанс «Ритм 0» Марины Абрамович многие считают провокационным и винят в этом саму художницу. Руководила ли она действиями толпы или была для неё лишь объектом? Разбираемся в статье.
Перформанс — живое действие в конкретном месте и в конкретное время, когда художник создаёт произведение искусства или делает высказывание на волнующую его тему. Перформанс акцентирует внимание на самом акте производства и энергетической динамике, возникающей между художником и зрителями.
Известная современная художница Марина Абрамович сделала перформансы одной из самых популярных форм искусства в конце XX и начале XXI века. В «Балканском барокко» она несколько дней приходила в закрытое прозрачное помещение, где часами мыла окровавленные кости, символизирующие погибших в Югославской войне людей. А в «Великой стене» подвела конец отношениям со своим партнёром, художником Улаем, с которым работала больше десяти лет. Абрамович и Улай преодолели китайскую стену с противоположных концов до середины, чтобы встретиться там в последний раз. Однако эта встреча не была последней. В 2010 году Абрамович организовала перформанс «В присутствии художника»: каждый желающий мог сесть напротив неё и в течении нескольких минут молча смотреть ей в глаза. С внутренним миром Абрамович соприкоснулось около 1500 человек, в числе которых был и Улай.
Эти и многие другие работы художницы широко освещались в прессе и вызвали общественные дебаты. Один из наиболее известных и обсуждаемых перформансов Марины Абрамович — «Ритм 0» 1974 года. Он был смелым и демонстрировал, как провокационно может быть участие художника в создании искусства. В ходе него Абрамович стала объектом, а зрители получили возможность стать активными участниками. «Ритм 0» вызвал широкий резонанс в искусствоведческом сообществе и оставил глубокий след в истории перформанс-искусства.
Суть эксперимента
Он был основан на идее исследования границ и возможностей человеческого тела, а также роли зрителей в создании искусства. Основной концепцией этого произведения являлось то, что художник полностью отказывается от контроля над своим телом и предоставляет эту власть зрителям, позволяя им использовать её по своему усмотрению. Это вызывает вопросы о границах индивидуальности, свободе воли и моральных ограничениях.
Перформанс состоялся в галерее Studio Morra в Неаполе, Италия. Пространство было оформлено минималистично, среди него располагались 72 предмета. Роза, перво, вино, нож, пистолет и пуля — они могли принести человеку как благо, так и вред.
В течение шести часов Абрамович неподвижно стояла перед людьми и полностью предоставляла им своё тело. Зрители получили полную свободу использования предложенных предметов и взаимодействия с художницей.
В начале зрители были настроены скептически, но постепенно стали более активными. Их действия колебались от доброжелательных и нежных до агрессивных и опасных. Кто-то-её обнимал и подбадривал, но после того, как один из зрителей её толкнул, настроение перформанса изменилось. Абрамович выдержала различные акты насилия, включая порезы шипами розы, оголение тела, домогательства и даже угрозу смерти. Она вспоминала: «Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии».
За что наказывать?
«Ритм 0» показывает, насколько жестокими могут стать люди при полной свободе действий и отсутствии контроля и ответной реакции. Привычный порядок вещей как правило регламентирован нормами морали и законом. За рабочими следят менеджеры, а за водителями — сотрудники дорожной полиции. Беспричинный отход от этих правил воспринимается как девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение.
Когда Абрамович начала перформанс, она предложила зрителям побыть в роли «надзирателей». Их действия не порицаются а последствия не имеют значения. Это похоже на выход из состояния тотальной слежки, о котором говорит в книге «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко. Вне рамок социальных институтов можно не вести себя так, как требуют другие.
У Фуко проявления жестокости вышестоящими лицами теоретически обосновано. Пытки возвращают телу осуждённого жестокость, которую он проявил ранее. Их физическое проявление на теле валидирует оправдательный приговор судьи, а также признание человека в содеянном. Фуко исходит из мысли, что если человек после пыток оказывается в тюрьме, значит из него было, что выпытывать.
Однако эксперимент Абрамович обнажает болезненные стороны характера людей. Нелегко признать, как просто можно стать жестоким, даже если ситуация того не требует. Абрамович не совершала преступлений и не лгала аудитории, позаботившись о том, чтобы у людей было как можно больше предметов, которые они могли бы использовать. Художница шла на риск осознанно, а зрители её утратили. Вместо этого они обрели ложное чувство власти и, так как не умели адекватно его использовать, делали то, что диктовал им опыт и социокультурный контекст. Власть часто ассоциируется с грубой силой, а образы из кино, литературы и телевидения лишь сильнее убеждают нас в этом. Власть и жестокость убивают в человеке эмпатию. Поэтому когда Абрамович плакала,её не утешали, а продолжали моральные и физические издевательства.
«Ритм 0» показывает, что потерянный контроль практически невозможно восстановить самостоятельно: «Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».