Когда начался и почему закончился Серебряный век русской литературы? Какие авторы считаются яркими представителями этого времени? Какие направления поэтического искусства они развивали? Рассказываем в этом материале.
Начало новой эпохи
В логике названия этого периода прослеживается очевидная аналогия с началом XIX века, когда Пушкин, Карамзин и Жуковский активно публиковались и создавали новую русскую литературу. Их век прозвали Золотым — не только за красивые и глубокие произведения, но и за проведённые реформы языка и создание единого представления о хорошей литературе.
Некоторые литературоведы отсчитывают официальное начало Серебряного века с программной работы Мережковского, приведшей к становлению символизма: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Изначально это была лекция, которая произвела фурор среди критиков и коллег по цеху, а через год, в 1893 году, её печатный вариант издали отдельной небольшой книжкой.
Символизм и мистицизм
Философские вопросы, которые так или иначе сквозят в поэзии всех символистов, пришли из прозы Достоевского, из позднего Тютчева и Фета. в начале 20 века происходит технологическая революция — она тоже стала важным фактором, подталкивающим к размышлениям о высоком. Мережковский пишет: «в широких философских обобщениях, в символах Гончарова, и в художественной чувствительности, в импрессионизме, в жажде фантастического и чудесного у разочарованного, ни во что не верующего скептика Тургенева, и главным образом, в глубокой психологии Достоевского, в неутомимом искании новой правды, новой веры Льва Толстого — всюду чувствуется возрождение вечного идеального искусства».
Этот манифест русского символизма содержал в себе следующий посыл: только «мистическое содержание», «язык символа» и импрессионизм способны разорвать круг стагнации поэзии и стать ответом на новые требования эпохи. Чистое и свободное искусство поэты находили в античном эллинизме и эпохе Возрождения. Всякие логические, скупые на описания тексты предлагалось заменить эстетическими и многозначными фразами, потоком символов и намеренных умалчиваний.
Изначально на старших символистов сильно влияли французские коллеги — Рембо, Бодлер, Верлен. Поэтому первое поколение символистов называли декадентами, а в их стихах было характерное для бодлеровских «Цветов зла» упадничество. Однако это сменилось собственной эстетикой, особенно с приходом младосимволистов и последовавших за ними акмеистов.
В 1900-е годы проходили «Ивановские среды» в квартире поэта-символиста Вячеслава Иванова и его жены. Все молодые (и не только) поэты Петербурга бывали там — слушали и читали стихи, участвовали в философских дискуссиях, обсуждали мистицизм. Именно глубокая связь с потусторонним миром — черта, характеризующая младосимволистов. Известная оккультистка Анна Минцлова, член Теософского общества, тоже посещала «Башню» Вячеслава Иванова — в спиритических сеансах принимали участие все, от хозяина квартиры до Белого, от Бальмонта до Гумилёва.
Акмеизм
После младосимволистов появились акмеисты. Они предпочитали точность образов и метафор, конкретность символов. В отличие от символистов, они относились к поэзии как к ремеслу. Гумилёв дал подходящее название их собраниям — «Цех поэтов» — и предпринимал вместе с попытки обучать людей, далёких от искусства, стихосложению.
Акмеизм — это течение, по словам Гумилёва, «требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». Поэты активно использовали метафоры и образы, но при этом старались избегать излишней красочности и перегрузки текста многозначными символами. Они стремились к ясности и точности выражения мысли, чтобы прояснить для читателя (и для самих себя) смысл, вкладываемый в текст. Поймать момент и запечатлеть его, а не передать его символами и аллегориями. Поэтому их тексты более приземлённые, чем символические поиски высшего среди иных миров.
Цеха поэтов продолжили своё существование после революции и эмиграции многих из постоянных участников: в Тифлисе, Баку и Берлине были созданы новые «цеха», выпускавшие альманахи.
Футуризм
Летом 1910 года в Санкт-Петербурге появилась группа «Гилея». Её участники, во главе с Давидом Бурлюком, призывали сбросить классиков с «парохода современности» — эта фраза из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» 1912 года прочно вошла в нашу память.
Футуристы проповедовали ревоюционные изменения в искусстве — старое искусство они считали пережитком 19 века, которому не место в мире будущего. Они активно экспериментировали с формой и самим языком — Кручёных и Хлебников, например, изобрели «заумную поэзию», не всегда похожую на адекватный русский язык. Они активно изобретали новые слова и смыслы, их тексты сложно расшифровать и осознать.
Самый известный эксперимент Алекся Кручёных с языком — стихотворение из несуществующих слов, которое он написал в 1913 году и опубликовал в сборнике «Помада». Приводим его:
Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз
Из-за духа революционного настроя и ориентира на индустриальное будущее многие футуристы поддержали смену власти. В 1920-х годах они создали ЛЕФ и другие объединения, развивавшие нового слово — их слово — в искусстве. Направление перестало существовать, но из футуризма вышли имажинисты и конструктивисты, ОБЭРИУты и «ничевоки».
Когда и почему закончился Серебряный век?
Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны: уже после Революции 1917 года уехали Гиппиус и Мережковский, за ними — Белый, Метнер, Цветаева и многие другие. Есть и версии, что он окончился или в 1921, после расстрела Гумилёва или в 1930, после самоубийства Маяковского, виднейшего футуриста, или в 1934, после смерти Блока. Общее у этих точек зрения то, что советская власть не давала поэтам выражать их истинные переживания в печати, преследовала и карала неугодных. В такой атмосфере творческие поиски были практически невозможны.
К тому же, как мы уже говорили, видные представители символизма и акмеизма эмигрировали за рубеж — во Францию, в Германию, в Америку. В СССР осталось не так много людей, которые входили в их круги: продолжать традиции было некому. Уехавшие оказались разбросаны по миру, входя и выходя из разных творческих кружков и объединений. Их тексты — лишь отголоски старой России и расцвета прекрасной эпохи Серебряного века.