Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто изображен на картине Ярошенко «Всюду жизнь»?

Николай Ярошенко был выдающимся представителем русского искусства конца XIX века и членом художественного объединения «Передвижники», которое стремилось приблизить искусство к народу, делая его доступным и понятным. В статье расскажем, кто изображен на этой картине, и какие идеи художник хотел донести до зрителя.

Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

«Как много она говорит сердцу»

Эти слова Лев Толстой произнес, когда увидел картину Ярошенко. 14 марта 1889 года писатель записал в своем дневнике: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко «Голуби». Это упоминание в дневнике Толстого указывают на то, что произведение оставило глубокий след в душе писателя. Толстой ошибся в названии картины, но голуби, изображенные на полотне, действительно стали для него «опознавательным знаком» этого произведения.

Тема социальных противоречий всегда занимала важное место в творчестве Николая Ярошенко. Картина «Всюду жизнь» была написана под впечатлением от рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?», раскрывающего идеи человечности, любви и сострадания.

Толстой видел в картине Ярошенко отражение своих собственных взглядов на жизнь и общество. Он усматривал в ней призыв к сочувствию, пониманию и переосмыслению устоев жизни. Картина стала для него источником вдохновения и подтверждением его собственных идей.
Автопортрет

Кто изображен на картине

Картина «Всюду жизнь» Николая Ярошенко содержит в себе мощный социальный посыл, в котором художник обращает внимание на судьбы различных слоев российского общества. Перед нами арестантский вагон, а за его зарешеченным окном мы видим людей, которых общество считает «преступниками». Однако Ярошенко представляет их таким образом, что зритель начинает сомневаться в справедливости такой оценки.
На картине изображены представители разных сословий и возрастов: солдат, крестьянка, мастеровой, молодая мать с ребенком. Художник создает впечатление, что весь народ России, от мала до велика, оказался в этом унылом вагоне, отправляясь на каторгу.

Ярошенко использовал оригинальный прием, выбрав для своей картины вертикальный формат, приближенный к размерам реального вагона. Это позволило ему детально проработать каждого персонажа и создать ощущение непосредственного присутствия зрителя в сцене. Отказ от глубокой перспективы и плоскостное решение пространства усиливают впечатление реальности происходящего.
«Всюду жизнь», 1888, Николай Александрович Ярошенко

Реакция на картину

Современники Ярошенко часто критиковали художника за излишнюю тенденциозность и идеализацию образов. В узниках тюремного вагона многие угадывали аллюзии на Святое семейство и волхвов, что придавало картине особую символическую нагрузку. Ярошенко использовал эту символику для того, чтобы обобщить реальность и дать зрителю ощущение глубокого смысла, заложенного в образах. Ярошенко ставит вопросы нравственности и человечности выше юридической ответственности, показывая, что, даже находясь по ту сторону решетки, люди могут сохранять благородство и доброту.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО