Когда мы говорим о конфликте в «Грозе» А. Н. Островского, речь обычно идёт о противостоянии старого и нового — патриархального купеческого общества и мира свободных, деятельных людей. Но на примере Катерины драматург умело изобразил другой важный внутренний конфликт. Рассказываем в статье, в чём он заключается.
Время чтения: 5 минут.
«Иногда мне кажется, что я птица»
Катерина живёт в семье Кабановых со своим мужем, его сестрой и их матерью-купчихой. Всё в их семейной жизни решает вдова Кабаниха: сын боится её, слушаясь во всём, а дочь обманывает, поступая по-своему. Представления свекрови Катерины о домашней жизни основаны на Домострое — своде строгих правил и патриархальных представлений о семейной жизни и быте. Младшие должны уважать волю старших, жена должна во всём подчиняться своему мужу, бояться его.
Главная героиня, отличающаяся свободолюбием и искренностью, чувствует себя как в клетке. Она сравнивает свою жизнь с образом птицы, вспоминая, что раньше ей жилось светлее, вольнее и счастливее. Жестокие, бездушные законы семьи душат её созидательную натуру. Девушка понимает, что её жизнь лишена смысла.
Тихон, муж девушки, не хочет и не может её понять: он так боится свою мать, что слушает только её. Его сестра Варвара — единственный человек, неравнодушный к её судьбе. Хотя Варвара переживает за неё, ей не дано понять глубину душевных страданий героини: сама она смотрит на жизнь проще, практичнее и приземленней. Так что задыхается героиня в полном одиночестве.
«Ведь это же страшный грех…»
Любовь к Борису для Катерины становится глотком жизни. Девушка как бы реализует свою внутреннюю силу в чувствах, которую не могла реализовать с Тихоном — мужа героиня не любила, а только жалела. Ей кажется, что с Борисом одиночество отступает, ведь он не часть этого «тёмного царства» города Калинов.
Но девушка искренне верит в святость брака, заключённого церковью. Любовь к Борису для неё — тяжкий грех. Её честной душе претит обманывать мужа и окружающих. Сначала она пытается забыть Бориса, но не может. Ей хочется выбраться из мира, где её ждёт лишь медленная смерть.
Встречи с Борисом героиню приносят лишь боль. Не в силах игнорировать свою любовь и простить себя за грех, переживая тяжёлый конфликт между долгом и чувствами, девушка как бы ждёт, ищет наказания. «Не жалей, губи меня!» — говорит она своему возлюбленному, разыскивает мрачные предзнаменования, предчувствует трагедию.
«Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!»
Мучаясь, Катерина находит единственный возможный для себя выход — рассказать всё. Она больше отказывается терпеть муки совести, поэтому освобождает себя этим волевым решением. Это признание нужно ей одной: Варвара, Тихон, Борис жили бы спокойно и без него. Порадовалась разве что Кабаниха, которой только дай лишнюю возможность тиранить домашних.
Героиня идёт на этот шаг, понимая — она готова нести за это ответственность. Мечтая отказаться от прежней жизни, где всё ей ненавистно, она готова сбежать. Учитывая время и порядки, это очень смелое решение: героиня будет отлучена от церкви (а это тяжело для искренне верующей), от общества.
Но Катерина оказывается сильнее своего возлюбленного. Ей приходится осознать, что Борис — такой же, как Тихон. Побег для него — это слишком, ведь тем самым он лишится денег дяди и своего положения. Он не готов взять ответственность за свою жизнь.
«В могиле лучше…»
Признание Бориса открыло Катерине глаза: она по-прежнему в «тёмном царстве», причём совсем одна. Борис такой же, как и окружавшие её люди. Героиня снова оказывается несвободной: ей некуда идти, а вернуться уже невозможно. Невозможно именно потому, что больше жить среди этих людей девушке невыносимо.
Тогда она решает освободить свою душу, пойдя на смерть. С её точки зрения, девушка стала свободна перед собой и перед богом, когда призналась в своём «преступлении». Возможности «уйти» куда-то физически героиня уже не видит, потому бросает своё тело в Волгу. Очень показательны последняя реплика произведения, сказанная Тихоном: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
На курсе-саммари «История русской литературы» вы узнаете про основные литературные традиции и направления. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Все кланяются
Когда речь заходит о судьбе Катерины, часто вспоминают статью Н. А. Добролюбова, описывающую героиню как «луч света в тёмном царстве». Но наше мнение о её поступке редко когда бывает однозначным. Мы невольно задаёмся вопросами: что помешало ей попытаться сбежать самостоятельно, почему это удалось Варваре без лишних переживаний и такого же драматизма?
Но проблема Катерины имеет два уровня: девушка страдает из-за мук совести (которые не знакомы Варваре) и оттого, что находится среди безразличных, беспринципных людей.
Первый конфликт разрешим, но выбраться из второго невозможно, потому что весь мир пьесы будто такой и есть. Героиня убеждается в том, что даже тот, кто казался другим — часть этой сонной реальности. Более того, Варвара — часть этой сонной реальности. Плоть от плоти этого «тёмного царства», девушка просто уносит его с собой.
Но героиня не может одна построить новый мир. У неё получается только от него оказаться. И, конечно, её «свет» не в том, что она так просто сдаётся. Её пример показывает другим, сколь неправилен такой мир; есть шанс, что окружающие задумаются об этом, изменят его.
Возможно, что некоторые проблемы, затронутые Островским в «Грозе», могут быть нам непонятны: например, тот самый конфликт между миром старым и новым. Сложнее осознать невольность персонажей, живущих в XIX веке, не имеющих представления о жизни другой. Но именно внутренние страдания Катерины помогают приблизиться к пониманию пьесы, ведь личные переживания человека мы воспринимаем гораздо острее. Кому из нас чужды проблемы одиночества, самореализации или муках совести?
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Какие ещё бывают комедии? Какие у них есть особенности? Рассказываем в нашей статье:
Жанры в литературе: комедия
Кто вносит произведения в школьный канон? Почему русскую классику до сих пор читают и активно анализируют? Рассказываем в видео нашего проекта: