До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как были устроены доходные дома?

Доходные дома начали активно строить в начале XIX века. Они были очень популярны. В Петербурге доходные дома составляли около 80% от всей жилой недвижимости. Рассказываем, как выглядели такие здания, и кто снимал в них комнаты.

Время чтения: 3 минуты.

Как появились доходные дома

Зажиточные люди вкладывали капитал в строительство доходных домов. Это было выгодным вложением. Однако не всегда домовладельцами были богатые люди. Например, преподавателю гимназии Леониду Энгельбрехту принадлежал дом на Новокузнецкой улице в Москве. А крестьянин Антон Фролов владел домом на Бауманской улице в Москве. Владельцами доходных домов были и организации: учебные заведения, благотворительные общества, церкви.
Как раз у студентов, преподавателей, рабочих, которые приезжали из деревень в крупные города, появилась потребность в жилье. Построить дом было недешево, поэтому съем был отличным вариантом для многих людей.
Доходный дом в Москве
Кроме того, государство поощряло строительство доходных домов. Для власти это было выгодно, так как хозяева таких зданий платили налоги. Городские власти давали разрешение на подвод воды, проводили электричество, облагораживали улицы.

Барский этаж

Доходные дома отличались высотой. В Москве и Петербурге их строили до пяти-шести этажей, тогда как другие здания были преимущественно одноэтажными. Здания проектировали в таких стилях, как модерн и неоклассика. Каждый «угол» хозяева старались использовать с умом. Они отдавали подвалы под склады, а первые этажи — магазинам, кафе, лавкам. На втором этаже, как правило, жили рабочие, учителя, а на третьем — обеспеченные люди. Риелторы называли 15-комнатные квартиры на третьем этаже «барскими».
А почему Федор Достоевский постоянно менял место жительства? И в каких домах снимали комнаты герои «Преступления и наказания»? Получите готовый ответ от эксперта в видео-саммари «Достоевский: мифы, правда и произведения». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.
Третий этаж украшали лепниной, мозаикой, превращали эркер в зимний сад или террасу с видом на город. Считалось, что с третьего этажа открывается самый красивый вид. Роскошная квартира на третьем этаже в начале XX века стоила около 120-150 руб. (для сравнения дворник получал 18 руб. в месяц). Например, в такой квартире жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Булгакова. На последних этажах жили студенты и военные низших чинов. Квартиры на последнем этаже считали самым экономичным вариантом, поскольку в домах не было лифтов, и обеспеченные люди не хотели подниматься пешком на пятый или шестой этаж.
Профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Булгакова

Договор аренды XIX века

Позже в зданиях начали появляться лифты, телефоны, прачечные, мусоросжигательные печи. Дома становились комфортнее для жизни.
Также в зданиях было две лестницы: парадная и «черная». Если парадная вела на улицу, то вторая — во двор, ей пользовалась прислуга.
Хозяева домов заводили «домовые книги», это был договор аренды того времени. В нем прописывались имя арендатора, количество снимаемых комнат, арендная плата. В таких договорах указывались подробности. Например, хозяин запрещал съемщику держать в комнате пианино или выпускать кошку из квартиры.
Доходный дом П. В. Круглова в Челябинске
Доходные дома часто упоминают русские писатели в произведениях. Например, в романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников снимал «угол» в мансарде. Писатель даже указывает адрес этого дома в романе — Столярный переулок, дом 5 (сейчас это Гражданская улица, дом 19). Такой угол можно было снять за 5-15 руб.

Профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Булгакова снимал роскошную квартиру из семи комнат и мечтал о восьмой для библиотеки. А кого олицетворял его подопытный Шариков? Рассказываем в статье:
Кого олицетворяет Шариков в «Собачьем сердце»
ИСТОРИЯ