Процесс перехода к Новой обрядности затянулся на десятилетия. Интерес к обрядотворчеству то угасал, то возрождался. Какие обряды сопровождали людей в советское время? Разбираемся в этой подборке.
Время чтения: 8 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Первые шаги
После Февральской революции 1917 года в России произошли кардинальные изменения в социальной и религиозной жизни. Давай посмотрим, как изменения в законодательстве повлияли на процесс регистрации актов гражданского состояния, а также на традиционные церковные похороны.
Похоронная реформа 1917–1918 гг. ознаменовала начало секуляризации церковной жизни и смены похоронной практики.
Принятие декретов отменяло религиозную привязку к важнейшим событиям человеческой жизни, включая смерть.
Декрет — это официальный документ, который издает власть для регулирования важных вопросов, и он имеет силу закона, даже если не проходит через обычные законодательные процедуры.
Декрет «О гражданском браке»
Регистрация актов гражданского состояния (рождение, смерть, брак) стала независимой от религиозных обрядов.
Декрет «О свободе совести»
Отмена обязательных религиозных процедур для гражданских актов предоставила гражданам право выбора между религиозной и светской регистрацией.
Декрет «О кладбищах и похоронах»
Этот документ уравнял всех граждан после смерти, отменив разряды мест погребения и передав управление кладбищами местным Советам. Также было установлено, что похороны для всех граждан должны быть бесплатными.
Революционные 1920-е
Следующим шагом в процессе секуляризации стала реформа календаря, которая отражала глубокие изменения в обществе. Под влиянием идей французских просветителей и опыта французской революции советская власть нацелилась на полное избавление от религиозных традиций.
Реформа календаря упраздняла религиозные праздники, а новые воспевали победу пролетариата. На торжествах сжигали идолов, воплощающих прошлое (ничего не напоминает?)
Устраивали шествия с факелами, карнавалы с ряжеными, разыгрывали антирелигиозные сценки, сжигали чучела «попов» и другую нечисть (врагов советской власти).
Парадоксально, что в то время советская власть активно использовала термины, характерные для религиозного языка. Например: «заветы Ильича» или «священная заповедь молодежи».
Революционные изменения затронули не только политическую и социальную жизнь, но и традиционные обряды. Одной из самых ярких новаций стал обряд, заменивший религиозные крестины. «Озвездить» младенца — так назывались новые крестины
Инструкция к крестинам — октябринам (звездинам):
Место проведения: на сборах пионерских дружин или на собраниях в заводских клубах (взамен церкви)
Младенцу — красную картонную звездочку (отсылает к Вифлеемской звезде, взамен крестика)
Передать в руки вожатому или командиру отряда (взамен крестных)
В среде комсомольцев вербовка и запись в ячейку на первых порах называлась «привести крестника».
Хрущевская эпоха
В эпоху Хрущева антирелигиозная кампания 1958 года усилила попытки заменить религиозные обряды светскими. Вместо традиционных праздников начали появляться новые, которые отражали идеалы советской власти и атеизма. В результате были предложены «праздники-альтернативы», заменившие старые обычаи и ритуалы.
Вот несколько примеров, как старые ритуалы подвергались осуждению и заменялись новыми, более «целесообразными» практиками.
Траур вреден, потому что связан с традиционными погребальными обрядами
Рождество — вред народному хозяйству, простой работы и пьянство
Забой скота на Курбан-байрам — хозяйственный ущерб, пиршества приводят к разгулу
Пасха — вредоносное внушение покорности Богу
Целование креста — антисанитария
Праздники-альтернативы:
Первомай — Пасха
Комсомольская свадьба — венчание
День города (села, улицы, двора) — престольный праздник
Новоселье — освещение дома
День рождения — день ангела, именины
Новый год — Рождество
Проводы русской зимы — масленица
Праздник русской березки — Троица
Хрущевская оттепель
Не все инициативы периода Хрущевской оттепели были успешными. Некоторые праздники и ритуалы, несмотря на усилия властей, не смогли найти массовую поддержку. «День поминовения умерших» (взамен поминок) не нашел массового признания. Похороны оставались уязвимым местом.
А вот инициационные праздники пользовались популярностью:
День молодежи
День призывника
Посвящение в рабочие
Первая получка
Вступление в комсомол
Вручение совершеннолетним паспорта
Свадьба — один из немногих ритуалов, которые вернулись в советскую практику. Было решено сделать показательной свадьбу космонавтов В. Терешковой и А. Николаева в 1963 году. Теперь свадьба — это не только про личную жизнь граждан, но и про общественное признание.
В сталинские времена такие свадьбы высмеивались, а в оттепель они вернулись с небывалым масштабом. Вип-свадьба Терешковой и Николаева стала сенсацией и задала мощный тренд. Эдакие «голливудские звезды» советского пошива.
Вернулись:
Обручальные кольца
Белое (бывшее подвенечное) платье и фата
Подружки невесты и друзья жениха (ныне — свидетели)
В 1960-е взамен кустарной кооперации появляются комбинаты бытовых услуг:
Ювелирторг
Цветторг
Фабрика фоторабот
Услуги управления автомобильного транспорта
Хозрасчетные бюро (для расчета обслуживания свадеб)
Первые салоны для новобрачных «Весна» открылись в начале 1960-х в Москве и Ленинграде. Обслуживание предоставлялось по талонам, которые выдавали в ЗАГСе при подаче заявления на вступление в брак.
В Советском Союзе стремились создать новые обряды, которые бы не зависели от религии. Они начали менять традиции, чтобы важные моменты жизни — как брак, смерть и рождение — были связаны не с церковью, а с государственными символами. Вот так советская власть пыталась создать новую светскую культуру, одновременно отрицая и учитывая старые традиции.
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)