«В СССР секса нет!» Эту фразу сказала Людмила Иванова в 1986 году во время телемоста Ленинград–Бостон. Фраза моментально стала крылатой, порождая мифы о советском пуританстве. А как было на самом деле? Рассказываем в статье.
«В СССР секса нет!» Эту фразу сказала Людмила Иванова, представительница общественной организации «Комитет советских женщин», в 1986 году во время телемоста Ленинград-Бостон. Его организовали телеведущие Владимир Познер и Фил Донохью. Фраза моментально стала крылатой, порождая мифы о том, что советские граждане размножались почкованием. Конечно, речь шла о другом: участница телемоста из Америки сказала, что у них в рекламе все крутится вокруг секса, и спросила, есть ли подобное в СССР. В ответ на это и прозвучала известная фраза:
«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого! У нас есть любовь».
Другая участница добавила: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». Но, как обычно, в обществе прижился именно искаженный и сокращенный вариант обоих высказываний — «В СССР секса нет».
Революция социализма
Элиту Российской империи начала XX века нельзя назвать пуританской. Общество не гнушалось травести-культуры, среди многих деятелей искусства были представители гомосексуальности, богема практиковала полиаморию, а секс-работа была легализована. Крестьянское сословие, впоследствие переквалифицировавшееся в рабочих, было патриархальным. Подавляющее большинство разделяло православные ценности.
Большевики хотели провести революцию и в этой среде, но не с целью развращения общества, а с целью эмансипации женщин. Первые шаги коснулись бракоразводного процесса, ставшего очень легкой процедурой. После Октябрьской революции 1917-го года в стране началась революция сексуальная. Большой вклад в развитие феминистического движения, на тот момент более известного как движение суфражисток, внесла Александра Коллонтай, ставшая первой женщиной-министром в истории.
Кстати, избирательное право в России женщины получили еще при Николае II в 1906 году.
Она занималась уравниванием прав мужчин и женщин, повышала доступность образования, но запомнили ее за развитие идеи «товарищества» между полами. Она заключалась в поощрении у юношей и девушек чувства любви в духе товарищества, которое бы подчинялось любви к обществу и коллективу. В СССР появилось множество коммун, где мужчины и женщины проживали вместе и вели свободную сексуальную жизнь.
Теория стакана воды
Появилась даже «теория стакана воды» — взгляд на институт семьи и брака, который заключается в отрицании любви и сведении отношений между полами к инстинктивной сексуальной потребности. Ее, согласно теории, следовало удовлетворять безо всяких «условностей», так же просто, как утолить жажду, то есть выпить стакан воды. Пришлась по душе она далеко не всем — Ленин, Луначарский и сама Коллонтай высказывались о ней критически.
В первой половине XX века советское общество было одним из наиболее либеральных в отношении семьи и секса. Разрешались гражданские браки, мужчина перестал быть главой семьи, и у каждого были равные возможности. Настоящая утопия, не правда ли?
Контрреволюция и закрытое общество
Естественно, так не могло продолжаться всегда. Как власти, так и общественности вскоре стало понятно, что поощрение необузданной сексуальности в ранее строгом обществе приводит к серьезным социальным потрясениям. Постепенно изменения были отменены. В сталинскую эпоху произошла сексуальная контрреволюция, популяризировавшая идею о семье, как о классической ячейке общества. Гомосексуальность была криминализована, бракоразводный процесс усложнен, а аборты запрещены. Внешнее благополучие семьи должно было соблюдаться при любых условиях. Сюда как нельзя лучше подходит фраза «Нельзя выносить сор из избы». Эти изменения напрямую коснулись и женщин: с одной стороны они сохраняли равенство в выборе профессии и работали наряду с мужчинами, но с другой — должны были сохранять лицо примерной матери и хранительницы очага. В помощь женщинам была создана развитая система детских садов. Постепенно разговоры о сексе сошли на нет, а в обществе эта тема стала табуированной.
Оттепель
С приходом к власти Никиты Хрущева в 1953 году ситуация стала меняться в противоположную сторону. В конце 60-х годов в кино началось заигрывание с темой сексуальности. Даже в комедиях Леонида Гайдая есть откровенные, по меркам советского кино, темы. Самиздат тоже прервал молчание — авторы стали затрагивать табуированные ранее темы. Однако официальная печать таких произведений по-прежнему была запрещена, как и открытые дискуссии об интимных отношениях. Разросшиеся как грибы после дождя хрущевки, сменившие бараки и коммуналки, предоставили супругам новое чувство приватности. Среди средств контрацепции были распространены презервативы, или как их называли официально, «резиновые изделия» различных размеров — №1, №2 и №3, от маленького к большому, соответственно.
Наконец, свобода
Проводившаяся при Горбачеве политика гласности (1985-1990-е годы) ненамеренно сняла табу с темы секса. Из других стран в СССР хлынул поток товаров, которые внезапно стали нужны каждому уважающему себя гражданину. Начались разговоры о необходимости сексуального просвещения. В кино и литературе стали освещаться ранее запретные вопросы. Вместе с распадом Советского союза были сняты многие ограничения. Стало понятно, что замалчивание темы ведет лишь к проблемам, заболеваниям и несчастливым семьям. Тем не менее государство все равно продолжало и продолжает следить за нравами теперь уже россиян.