Зинаида Серебрякова — представительница известной творческой династии Бенуа — занимает важное место в российском искусстве ХХ века. Ее работы вдохновляют своей непосредственностью, тонким чувством красоты и умением отражать прелесть обыденной жизни. В нашей статье — разбор ее картины «За завтраком».
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Детские портреты
Зинаида Серебрякова, известная своими детскими портретами, в начале своей карьеры часто изображала крестьянских детей. Однако после того, как у нее родились свои дети, они стали основными моделями. Картина «За завтраком», созданная в 1914 году, — не исключение.
В 1940-х годах это произведение стало частью коллекции певицы Лидии Руслановой, но после ее ареста в 1949 году было передано в Третьяковскую галерею. После реабилитации Руслановой в 1953 году картина вернулась к ней, но в 1955 году была окончательно приобретена галереей. Эта картина участвовала в многих выставках и стала одним из ключевых произведений Серебряковой.

Домашний уют
Картина «За завтраком» (ее еще называют «За обедом») погружает нас в атмосферу домашнего уюта и семейной гармонии. На полотне изображены дети Серебряковой: Женя — мальчик, который пьет воду из стакана, Шура — с тарелкой супа и девочка Таня, чей взгляд направлен на зрителя. Мы также видим руки женщины, которая разливает суп в тарелки, — это образ бабушки, по словам самой Серебряковой.
Цветовая гамма картины преимущественно светлая, с синими и белыми акцентами, что создает ощущение тепла и солнечного утра. Свет, проникающий в комнату, акцентирует внимание на детских лицах, делая их основным фокусом произведения.

Композиционно картина сосредоточена вокруг стола и детей. Их взаимодействие, выражения лиц и позы рассказывают нам историю утренних моментов семейной жизни. Хотя каждый ребенок занят своим делом, между ними чувствуется связь и взаимопонимание.
Радости жизни
На холсте мы видим трех детей разного возраста, что может символизировать разные стадии детства. Их взаимодействие и занятия на картине отражают типичные детские интересы и заботы.
Шура и Таня, которые смотрят на зрителя, могут представлять любопытство и интерес к окружающему миру, характерные для детского возраста. Женя, занятый супом, символизирует радости и удовольствия повседневной жизни. Его сосредоточенность на еде может говорить о важности момента настоящего и умении наслаждаться мелочами.
