Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Архитектурный словарь: как устроен иконостас

Иконостас — важная часть православного храма. Он может быть высоким или низким, сплошным или проницаемым, но его главная роль всегда одна: иконостас — это преграда, которая отделяет алтарь от остального пространства храма.
Слово «иконостас» происходит от греческого eikon — «образ», «подобие» и stasis — «место стояния». Дословно иконостас — это «место, где находятся иконы».
Первые христианские храмы и прочие помещения, в которых собирались молящиеся обычно не имели никакой алтарной преграды. Примерно в IV веке между алтарём и основным пространством храма появилась завеса из ткани. Позднее завесу сменила лёгкая перегородка из нескольких колонн. Постепенно пространство на архитраве — балке над колоннами и между ними стало заполняться иконами. Так появился византийский, а затем и древнерусский иконостас.

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Высокий иконостас

Во многих древнерусских храмах можно увидеть так называемый высокий иконостас. Он имеет ярусную структуру: иконы в нём располагаются рядами друг над другом. Такие ярусы ещё называют «регистрами» или «чинами». Высокий иконостас может включать три, четыре или даже пять-шесть чинов.
Последовательность чинов не бывает случайной, они чередуются в определённом порядке. Ярусы иконостаса рассказывают историю отношений человека и Бога — от ветхозаветных пророков до новозаветного воплощения Иисуса, его смерти и Воскресения. По мере того как наш взгляд движется снизу вверх, мы попадаем в прошлое — всё ближе к началу истории.

Местные святые

Первый ряд иконостаса называют местным. Центральное положение в нём занимают царские врата: через них православный священник (но не царь) попадает в алтарь. Створки врат украшают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, то есть сцена Благовещения, а также четыре евангелиста. Прямо над царскими вратами — Тайная Вечеря. Она напоминает об установлении таинства Евхаристии, которое происходит в алтаре. По обе стороны от врат присутствуют две большие иконы Христа и Богоматери.
Своё название местный ряд получил из-за того, что в нём всегда находится икона святого или праздника, которому посвящён храм: например, в иконостасе Софийского собора в Новгороде присутствовал храмовый образ «София Премудрость Божия», а Святой Исаакий Далматский (с изображением здания в руках) появляется в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Деисус

Второй ряд получил название «деисус» или «деисис». В греческом языке «деисус» означает «моление». Деисусный чин обязательно включает три главных образа. Центральный образ деисуса — икона Христа. Обычно это иконографический тип «Спас на престоле» или «Спас в силах». Ему предстоят Мария и Иоанн Креститель. За ними следуют архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел.
За исключением трёх центральных образов, состав деисуса может различаться: многое зависит и от пожеланий заказчика. Иногда здесь присутствуют все 12 апостолов сразу, а иногда их заменяют святители и мученики. Все изображённые обращаются ко Христу.

Праздники

Образы третьего ряда — это праздники, связанные с земной жизнью Христа и Марии. Здесь представлены центральные эпизоды Евангелия — иконы Рождества, Распятия, Сошествия во Ад, а также чудеса, совершившиеся во время земной жизни Христа.

Пророки

Четвёртый по счёту ряд называется пророческим. В его центре помещается образ Богородицы в окружении пророков, которые предсказывали воплощение Христа задолго до его рождения. Среди них Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и Моисей, а также ветхозаветные цари Соломон и Давид.

Праотцы

Верхний ряд высокого иконостаса — праотеческий. В центре пятого ряда находится Новозаветная Троица, или «Отечество». Это достаточно редкое изображение, которое отличается от знакомой всем Ветхозаветной Троицы Рублёва, где три ипостаси Бога показаны под видом трёх ангелов. «Отечество» изображает Бога-Отца как седовласого старца, Иисуса — отрока у него на коленях и Святого Духа как голубя. «Отечество» окружают иконы ветхозаветных праведников: Сифа, Еноха, Ноя и других.
Некоторые высокие иконостасы дополняет шестой — Страстной ряд, посвящённый событиям Страстной недели — последних семи дней земной жизни Христа. Завершает любой иконостас Распятие.

Современный иконостас

Описанная выше схема характерна лишь для самой полной версии — классического высокого иконостаса, получившего распространение в древнерусском искусстве XV–XVII веков. Но иконостас не всегда имел такой вид: он прошёл длинный путь от символических колонок к высоким многоярусным преградам и обратно.
С XVIII столетия высота иконостаса начинает снижаться. В современных храмах распространены низкие преграды с крупными иконами. Это символически отсылает к исторической традиции, когда разделение между алтарной частью и пространством, где находились верующие, было едва заметным.

Символическое значение

Символически иконостас является преградой, разделяющей два мира: горний и дольний, божественный и человеческий. Но в то же время он не только разделяет, но и объединяет их в одно целое. Иконостас отражает то идеальное состояние, в котором любое разделение уже преодолено, показывает мир на грани божественного и человеческого.
По выражению искусствоведа и священника Павла Флоренского, иконостас — это явление человеку высшей реальности. Он не скрывает пространство алтаря, а, наоборот, являет верующему высшую реальность бытия языком символов. Иконостас — «не только граница между миром видимым и миром невидимым», но «явление святых и ангелов» и «сами святые».

Правое полушарие Интроверта

АРХИТЕКТУРА