Что такое примитивизм?
Картины художников-примитивистов часто похожи на рисунки детей — непропорциональные и нереалистичные. Однако у этого направления есть свои принципы и даже философия. Чем вдохновляются примитивисты? Разбираем в нашей статье.
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Как появился примитивизм
Примитивизм зародился в конце XIX – начале XX века, когда человечество начало активнее изучать ранее неизвестные культуры Юго-Восточной Африки, Азии и Америки. Мир переживал активную индустриализацию и серию научных и промышленных революций со свойственными им социальными потрясениями. Изобретение фотографической камеры в середине XIX века заставило многих усомниться в ценности живописи — зачем часами писать реалистичные картины, если теперь можно легко сфотографировать окружающий мир? Уставшие от стремительного развития цивилизации художники начали искать спасение в первобытном искусстве, вдохновляясь его естественностью и лаконичностью.
Примитивисты вернулись к самому началу искусства — наскальной живописи. Также они изучали африканские маски и деревянные фигурки, каменные истуканы и другие артефакты древних и далеких культур. Главной ценностью для примитивистов стала не реалистичность изображение, а передача эмоций и яркость красок. Чтобы стать примитивистом, необязательно тратить годы на академическое образование, поэтому большой вклад в развитие направления внесли художники-самоучки.
Философия примитивизма
Примитивизм — не только направление в искусстве, но и идея. Фактически это утопия — стремление вернуться к истокам и природе, естественной среде для человека. С этой точки зрения примитивизм делится на два типа: хронологический и культурный.
Сторонники хронологического примитивизма считают необходимым вернуться в мир природы и жить в нём свободно как первые люди. Культурные примитивисты стремятся творить как народы вне «цивилизации», но не спешат отказываться от благ технологического прогресса.
Ключевые принципы примитивизма
Примитивисты отказались не только от реалистичности, но и от линейной перспективы. Почти все объекты на их картинах находятся на переднем плане. А размеры объектов на заднем плане такие же, что и у объектов на переднем.
Большинство предметов на картинах примитивистов выглядят плоскими из-за отказа от трехмерного изображения. Художники редко работают над тенями, бликами и другими приемами, благодаря которым картины обычно выглядят объемными.
И, наконец, примитивисты не соблюдают пропорции. Размеры домов, людей, деревьев и других объектов на их картинах могут не соответствовать настоящим, ведь примитивисты не стремятся к реалистичности, а изображают человеческий взгляд на мир. Поэтому сравнение их картин с детскими рисунками вполне справедливо — юные душой примитивисты всегда стремятся к простоте и естественности.