Масонство — тема, которая вызывает живой интерес. Заговоры, тайное правительство, опасные ритуалы — вот первые ассоциации, которые приходят в голову при их упоминании. Но насколько всё это связано с реальностью? Что скрывается за закрытыми дверями общества вольных каменщиков? Предлагаем разобраться в этом вопросе и отделить мифы от реальности.
Время чтения: 3 минуты
Масонство — это тайное общество, которое фактически появилось в XVIII веке, а если быть точнее — в 1717 году, когда три масонских ложи объединились и сформировали Великую ложу Лондона. Но сами масоны предлагают сразу несколько концепций своего появления, ведя деятельность общества то от Адама, то от Соломона, то от Христа. Примечательно, что появление масонства пришлось на эпоху Просвещения и совпало с общеевропейской тенденцией к осмыслению естественных прав и свобод человека.
Основой масонства является средневековый цех ремесленников. Изначально это были строители готических соборов, то есть настоящие каменщики. Они вместе работали, жили и составляли достаточно замкнутую общину. С того времени остались главные символы самого масонства и их второе наименование — «общество вольных каменщиков».
Ни у одной тайной организации нет такой сомнительной репутации, как у масонов. Их обвиняют во всех смертных грехах: служению сатане, оргиях с жертвоприношениями и, конечно, тайном общемировом заговоре. Причин такой сомнительной славы две: противостояние официальной церкви и деятельность самих масонских лож.
Узнать о них довольно просто: нам доступны открытые документы масонских лож и их публичные интервью. Идеи масонства формируются на основе базовых принципов христианства, и масонство удивительным образом соединяет в себе символы и ритуалы из религиозных практик и идеи эпохи Просвещения.
Масоны верят в Бога, но при этом не уточняется, в какого именно Бога нужно верить. Это ведёт к свободе вероисповедания внутри масонства. При этом масоны критикуют церковь как социальный институт за её деспотичность, корысть и традиционные суеверия, что объединяет масонство с философами Просвещения (Вольтер, Монтескье), которые пишут свои труды одновременно с возникновением первых масонских лож.
Из Просвещения масоны также берут равноправие всех людей, уважение к человеческому достоинству, призыв к нравственному совершенству.
Последний пункт самый важный, так как именно нравственное совершенствование и есть главная цель масонского общества.
Церковь активно воевала с масонством как с еретическим учением: общество запрещали, книги сжигали, масонов выгоняли из страны. Масонство выставляли как учение сатаны со всеми вытекающими отсюда последствиями для репутации. Так закрытые масонские ритуалы превратились в тайные демонические обряды, в которых происходили ужасные вещи, что затем закрепилось в массовом сознании.
Будем честны: во многом и сама деятельность масонских лож подпитывала их сомнительную славу. Но идея о связи масонства с тайным правительством, которое действительно могло бы обладать реальной властью, не выдерживает никакой критики.
Во-первых, масонство — это не единая структура, а сеть независимых друг от друга лож. Соответственно, говорить о какой-либо единой системе общемирового правления не приходится, хотя ложи и общаются между собой. Часто в истории мы видели, как масоны противостояли другим масонам. Так, например, многие декабристы были масонами (Рылеев, Трубецкой, Пестель), но при этом те, кто их судил, тоже были масонами (Сперанский, Бенкендорф). Этому не стоит удивляться: членство в тайных обществах тогда было повальной модой. Поэтому подавляющая часть просвещённых слоев населения так или иначе участвовала в тайных сообществах, в том числе и масонских ложах.
Во-вторых, миф о политической силе масонства есть следствие особого состава его участников. По преимуществу, масонское общество, особенно в период расцвета в XVIII–XIX веках, состояло из образованной высокопоставленной элиты. Это были офицеры, юристы, дворяне и богатая буржуазия — то есть люди, действительно обладающие влиянием. К тому же масоны помогали друг другу в продвижении по карьерной лестнице, как это было принято у средневековых каменщиков. Это создало миф о том, что масоны управляют миром.
Но это не является аргументом в пользу теории о тайном масонском правительстве, так как такой цели и задачи у масонов не было в принципе. Влиятельные братья создавали таинственный элитарный образ общества, за которым не стоит реальной единой политической силы.
Разнообразие закрытых ритуалов, множество тайных документов, сложная система символов — всё это в совокупности создает образ тайной организации людей, которые за закрытыми дверями выносят решения о судьбах мира. Но оказывается, что реальность куда прозаичнее, если учитывать контекст появления масонства и понимать характер масонского братства. Мифы и легенды продолжают следовать за масонством по пятам. Тем интереснее разбираться, где правда, а где домыслы.