До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл лучизма?

Михаил Ларионов стал ключевой фигурой русского авангарда начала XX века. «Мы желаем оставить по себе глубокий след, и это — почетное желание», — провозглашается в манифесте нового направления под названием лучизм. В чем его особенность, расскажем в статье.

Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Как все начиналось

Это направление было представлено на Целевой выставке в Москве в 1913 году, хотя Ларионов утверждал, что начал разрабатывать концепцию лучизма еще с 1909 года.

В 1906 году Михаил Ларионов открыл для себя творчество Уильяма Тернера, британского художника, который славился своими абстрактными пейзажами, выполненными в ярких красках и с минимальным количеством деталей. Вдохновленный «поэтической живописью» Тернера, Ларионов начал экспериментировать с цветом и преломлением света, стремясь передать не столько конкретные объекты, сколько лучи света, отражающиеся от них. Эти эксперименты привели к созданию нового художественного направления, которое Ларионов назвал «лучизмом». Он описывал его как изображение миража, возникающего в раскаленном воздухе пустыни, который стирает границы между реальностью и художественным изображением.
В 1909 году на выставке в Москве Михаил Ларионов представил публике свою картину «Стекло», которая стала первым произведением в новом для того времени стиле. После успешного дебюта Ларионова, лучизм начал привлекать внимание других русских художников. Наталия Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и Сергей Романович начали экспериментировать в этом новом направлении, внося свой уникальный вклад в его развитие.

«Манифест лучизма»

В 1911 году, чтобы утвердить идеологию и принципы лучизма, Ларионов создал «Манифест лучизма». Этот документ стал программой для желающих работать в этом стиле. 11 художников, входивших в объединение «Ослиный хвост», подписали манифест, подтверждая свою приверженность новому направлению в искусстве.
В манифесте «Лучисты и будущники» 1913 года Ларионов описал лучизм как синтез кубизма, футуризма и орфизма. Действительно, в лучистских работах можно увидеть фрагментацию кубизма, динамику футуризма и яркую колористику орфизма. Однако теоретическая основа стиля была довольно неясной и базировалась на представлении о невидимых лучах, которые объекты могут излучать и воспринимать.

Как выглядят картины

Визуально лучистские картины представляют собой множество наклонных линий, изображающих лучи света. Цветовая палитра часто включает в себя яркие красные, синие и жёлтые оттенки. С развитием направления лучи в работах стали доминировать на холсте, приводя к полной абстракции, как, например, в произведении Ларионова «Доминирование красного».
«Доминирование красного». Михаил Ларионов, 1913 год
Формы, подчеркнутые художником, существуют одновременно в пространстве и времени, приобретая свойства четвертого измерения. Такое представление делает живопись схожей с музыкой, но при этом она сохраняет свою уникальность.
В.В. Маяковский описывал лучизм как кубическую интерпретацию импрессионизма. Особенность лучизма заключается не столько в изображении реальных объектов, сколько в передаче впечатлений и ощущений, порожденных ассоциациями и фантазиями художника. Это течение стало первым шагом к полной беспредметности в искусстве, акцентируя внимание на стихийном начале творческого процесса.
ИСКУССТВО