Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как связаны Иисус Христос и Осирис: умирающие и воскресающие боги

сходства осириса и иисуса, что общего у иисуса и осириса
Как ты думаешь, может ли быть что-то общее у египетского бога и христианского мессии? Неожиданно, но сходство есть. В обоих случаях можно увидеть концепт «умирающего и воскресающего бога». Давай разбираться, что это за теория и почему ее критикуют.

Время чтения: 9 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Концепция умирающих и воскресающих богов

Первым, кто описал концепцию умирающего и воскресающего бога, был Джеймс Джордж Фрэзер, британский антрополог XX века. Он считал, что в каждой мифологии есть бог, который умирает осенью и воскресает весной, вместе с возрождением природы. Исследователь писал, что еще до появления культа сезонных богов и религии в целом, люди пытались влиять на природные циклы с помощью магии.
Магия по Фрэзеру, гомеопатическая магия, контагиозная магия
А потом, когда появились цари, ответственность переложили на них. Только представь, правитель должен был управлять погодой, плодородием земли и даже количеством урожая. Получается политический лидер, маг и синоптик в одном лице.
Иногда царя даже могли убить, если он терял свои способности. И это было не только наказание. Естественная смерть для людей той эпохи означала, что душа правителя больше не вернется. Ведь она покинула его тело добровольно. Но от сильного царя зависело благополучие всего народа. Поэтому убийство гарантировало переселение его души в более крепкое и здоровое тело.
Постепенно стало очевидно, что цари не всемогущие. Народ перестал верить в божественность правителя. Люди решили, что в него время от времени вселяются боги. Божества окончательно отделились от людей и стали самостоятельными сущностями. Так, со временем культ священных царей превратился в почитание умирающих и воскресающих богов.
умирающие и воскресающие боги, таммуз, аттис, адонис, бальд
Таким был египетский Осирис. Он принес египтянам цивилизацию. Но власть Осириса не устраивала его брата, Сета. Дело было не только в правлении. Нефтида, жена Сета, была влюблена в Осириса и даже приняла облик его супруги, чтобы проводить с возлюбленным больше времени. По некоторым версиям мифа Нефтида даже зачала от Осириса ребенка — Анубиса. Разумеется, Сету не понравилась неверность жены. Он разгневался на брата и убил его. А заодно получил трон Египта. Власть от доброго и помогающего бога перешла к повелителю песчаных бурь.
Однако Осирис не умер. Жена Исида воскресила его, и бог перешел в загробный мир. Он стал покровителем душ и залогом вечной жизни после смерти. А еще Осирис научил жителей стран, в которых из-за климата не было виноделия, делать ячменное пиво. А значит, бог был помощником человека. Возможно, именно поэтому после смерти он не был забыт, а обрел новые, еще более важные функции в мире мертвых. Он стал символом существования загробной жизни.
Как видишь, умирающий и воскресающий бог связан с изменением природных условий, а также с жизнью после смерти. У людей не было научных знаний, которые мы имеем сегодня. Поэтому они и поклонялись богам. А еще, по мнению Фрэзера, со временем люди увидели, что магические ритуалы не позволяют полностью контролировать окружающий мир. Тогда они переложили ответственность на правителя, и возникла религия. Но можем ли мы перенести эти идеи и концепции на христианство?

Иисус — умирающий и воскресающий бог?

В биографии Иисуса Христа есть факты, похожие на жизнь Осириса. Например, они оба пали жертвами злого демона или врага. Сравни сам: Осириса убил его родной брат, а Иисус был убит иудеями, из среды которых он и происходил. А еще — после смерти они получили всю полноту своих функций. Осирис стал судьей для умерших, а Иисус вознесся на небеса. Как бы парадоксально ни звучало, смерть этих фигур стала важнейшим этапом в их жизни. Только представь: без Осириса не появилось бы знаменитого суда над душами умерших, а без смерти Христа новая религия вряд ли бы появилась. Но не стоит думать, что истории и функции всех умирающих и воскресающих богов одинаковые.
сходства иисуса и осириса
Смерть и воскресение Иисуса Христа отражают не природные изменения, а спасение для человека. В отличие от предшественников, Иисус умер за грехи человечества, а воскрес для его последующего спасения. И это — ключевое отличие христианского мифа. Христианство акцентирует внимание на моральных принципах. Может показаться, что и Осирис направлял человека к праведной жизни. Ведь в Древнем Египте тоже были строгие правила для того, чтобы успешно пройти последний суд. Однако Иисус сделал отношения между Богом и человеком более личными.
Все дело в самой идее христианства. Оно возникло как религия для всех, а не для конкретной местности, как это было с языческими культами. Вспомни один из принципов христианства:
«нет ни Еллина, ни Иудея … но все и во всем — Христос».
В таких условиях нет смысла обращаться к природным циклам. Религия с появлением христианства вышла за рамки отдельных территорий. А значит, объяснять природные явления посредством божьей воли стало попросту бессмысленно.
мирча элиаде, е а торчинов, к г юнг

Что не так с концепцией?

Джонатан Смит, американский историк, считал, что «в истории религии нет ни единого точно определенного примера умирающего и воскресающего бога». А Фрэзер для создания своей концепции использует ненадежные источники или же неправильно их интерпретирует.
Смотри сам: рассказывая миф об Адонисе, Фрэзер пишет, что в честь его возрождения проводили праздничные ритуалы. Но ссылок на миф о том, как этот бог воскрес в тексте «Золотой ветви» ты не увидишь. Смит обращает внимание на то, что из-за Адониса поссорились две богини: Афродита, богиня красоты, и Персефона, богиня царства мертвых. Каждая из них хотела, чтобы юноша проводил с ней время. Поэтому Зевс решил, что Адонис будет путешествовать между земным и подземным миром, чтобы угодить обеим богиням. Получается, что согласно этому мифу, Адонис не умирает вовсе. А согласно другому мифу, действительно умирает. Его убивает вепрь. Но вот последующего воскресения не происходит. Описание ритуалов, посвященных Адонису, Смит тоже подвергает серьезным сомнениям. По его мнению, то, что записал Фрэзер, не соответствует известным нам сюжетам.
Лукиан, древнегреческий писатель, который описал ритуалы в честь Адониса, ни слова не говорил о воскресении этого бога. Он говорил только о скорби по нему. А более поздние записи об этих ритуалах даны Оригеном, Иеронимом и Кириллом Александрийским. Вот они уже писали о воскресении Адониса. Но как думаешь, в чем тут проблема? Дело в том, что все три из названных авторов — христиане, а значит, они могли дополнить миф об Адонисе. Ведь их мировоззрение основано на другой традиции.
Приложение Правое полушарие Интроверта
То же касается и других богов. Смит обращает внимание на то, что Аттис был оскоплен и умер от потери крови, но после не воскрес. А в более поздних версиях мифа об этом юноше он не умирает, а переживает полученные увечья. А еще — Аттис вообще не является богом. Согласно другим древнегреческим мифам, Аттис был сыном фригийца Калая и богини Кибелы. Праздники, которые описывал Фрэзер, были посвящены не Аттису, а Кибеле, его жене или матери, в зависимости от мифа.
Что касается Осириса, то он тоже не воскресает после трагической гибели. В отличие от других богов, описанных Фрэзером, биография Осириса дошла до нас достаточно полной. Нет никаких сомнений в том, что он был убит своим братом Сетом, расчленен и позже найден Исидой. Но насколько можно считать воскресшим того, кто остался править в подземном мире? Ведь Осирис остался в загробном царстве навсегда. Получается, что в том смысле, в котором имел ввиду Фрэзер, Осирис не воскресал, а значит, он просто умерший бог.
Не воскресает полностью и шумерский бог плодородия Таммуз. Его жену Инанну убила сестра, но женщина не захотела оставаться в мире мертвых. При помощи бога Энки она воскресла, но для этого ей нужно было оставить кого-то вместо себя. Выбор Инанны пал на мужа, Таммуза. Не волнуйся, после смерти Таммуз не остался в подземном царстве навсегда. На полгода его подменяла сестра, богиня Гештинанна. Поэтому он возвращался каждый год к началу земледельческого сезона и умирал снова к его концу. Однако даже такое воскрешение сложно считать победой над смертью. А ведь Фрэзер думал, что именно в этом и заключается суть мифов об умирающих и воскресающих богах. Получается, что теория Фрэзера сильно упрощает мифы. Боги либо не умирают, как было в случае с Адонисом, либо не воскресают, как Осирис.
золотая ветвь, дж фрэзер, джонатан смит
Как видишь, концепция Фрэзера об умирающих и воскресающих богах не выдерживает критики современных исследователей. Но не стоит думать, что Фрэзер создал фальсификацию или пытался ввести в заблуждение читателей. «Золотая ветвь» была опубликована в 1890-м году. А многие из мифов, которые опровергли эту теорию, были открыты позже. Так было в случае с фрагментом из мифа о нисхождении Инанны, супруги Таммуза, в подземный мир. Он был открыт только в 1963 году, а значит, Фрэзер не мог знать, чем на самом деле закончился этот миф и мог только выдвигать предположения.
Вклад Фрэзера в изучение религии невозможно переоценить, несмотря на ошибки в интерпретациях мифологии. Концепция «умирающих и воскресающих» богов стала одним из этапов в изучении религии. Даже если сама она развивалась весьма противоречиво.
Изначально Фрэзер считал, что концепция воскресающих богов была связана с изменением природных условий. Однако поздние исследования показали, что эта концепция куда сложнее. Вспомни, например, образ Иисуса. В итоге концепцию раскритиковали, но к размышлениям о ней подключились даже известные психоаналитики, среди которых был Карл Густав Юнг. Он рассматривал смерть «умирающих и воскресающих» богов как утрату либидо. И был не единственным, кто поддерживал Фрэзера, несмотря на критику. Так что идея исследователя прочно укоренилась в мировой культуре.

Список литературы:

Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
Приложение Правое полушарие Интроверта
РЕЛИГИЯ