Фриц Ланг был одним из главных режиссеров немецкого киноэкспрессионизма. В статье рассказываем о «Метрополисе» — самый масштабном и наиболее известном из его фильмов.
Время чтения: 4 минуты
Исторический контекст
Немая кинокартина «Метрополис» вышла в прокат в 1927 году, став своего рода метафорической и научно-фантастической антиутопией. В 1910–1920 годы Германия переживала тяжелые времена: политическая нестабильность, экономический кризис и последствия Первой мировой войны. На фоне этого родился новый национальный жанр — немецкий экспрессионизм.
Немецкий экспрессионизм — господствующий художественный жанр в немецком кинематографе в 1920–1925 годы, для которого характеры деформированные образы, контрастное освещение и эмоциональная напряженность. Основные представители - Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине, П. Вегенер, П. Лени.
Именно в этом жанре Фриц Ланг и создал культовый фильм. По меркам того времени, бюджет кинокартины был огромным — шесть миллионов марок, а производство осложнялось множеством технических и организационных проблем. Несмотря на это, сценаристка Теа фон Харбоу, Фриц Ланг и его команда сумели создать один из самых визуально впечатляющих фильмов в истории.
По сути немецкий экспрессионизм — прародитель триллеров. Саспенс и скримеры уже более ста лет удерживают зрителей у экранов. Из саммари «10 лучших триллеров: как нас пугает кино» ты узнаешь, как режиссеры управляют нашими эмоциями, а также получишь список из топ-10 фильмов для просмотра.
Сюжет
Сюжет «Метрополиса» строится вокруг социального и классового конфликта. В футуристическом городе, разделенном на два уровня — богатую элиту и угнетенных рабочих — разворачивается история любви и борьбы за справедливость. Главный герой, Фредер (Густав Фрёлих), сын правителя города, влюбляется в Марию (Бригитта Хельм), девушку из рабочего класса, и вместе они стремятся к примирению двух миров.
Фильм обращается к философским вопросам и предупреждает нас о будущем, в котором царит тоталитаризм, рабочие оказываются отчуждены от результатов своего труда, а в обществе отсутствует человеческая солидарность.
В сюжете фигурирует героиня с библейским именем Мария вместе со злым роботом-двойником — Лже-Марией. И это не единственный символ, который отсылает зрителей к Библии. Вавилонская башня словно сошла с картин Брейгеля, смерть размахивает косой в кадре, а зрителю показывают семь смертных грехов. В одной из сцен Лже-Мария предстает в образе Вавилонской блудницы — известной метафоре города Вавилона. Ланг не случайно вводит эти элементы в повествование — они означают надвигающийся на город апокалипсис.
Визуальные особенности
Как и во многих фильмах немецкого экспрессионизма, в «Метрополисе» было много сложных декораций и костюмов. Виды фантастического города, создания при помощи миниатюрных моделей, Метрополиса поражают воображение. За счет простых приемов Лангу удалось создать образ будущего, которые будут заимствовать следующие поколения режиссеров и художников. Для того, чтобы создать эффект головокружения и накатывающей паники, Ланг умело использует коллажи и быструю смену кадров при монтаже. Большое внимание также уделяется контрастности света и тени — еще одна отличительная черта немецкого экспрессионизма. А зеркальные отражения, высокие здания, машины создают иллюзию футуристического мира.
Влияние на кино
«Метрополис» стал первопроходцем в жанре научной фантастик. Он по-прежнему вдохновляет режиссеров на новые работы. Такие культовые произведения, как «Бегущий по лезвию», «Матрица» и «Звездные войны», во многом обязаны своим визуальным и концептуальным стилем именно «Метрополису».
Поиски утраченных фрагментов фильма Фрица Ланга «Метрополис» велись десятилетиями. Многие сцены считались навсегда потерянными. Однако в 2008 году почти полная версия фильма была найдена в Музее Кино в Буэнос-Айресе, Аргентина. Копия содержала около 25 минут ранее утраченного материала, что позволило восстановить первоначальную версию фильма почти полностью. После обнаружения аргентинской копии началась кропотливая работа по реставрации. Международная команда специалистов обработала найденные фрагменты, улучшив качество изображения и звука. В 2010 году на Берлинском кинофестивале мир увидел «Метрополис» почти таким, каким его задумал Фриц Ланг.
Итак, за 4 минуты чтения ты узнал (-а), что:
- Немой фильм «Метрополис» вышел на экраны в 1927 году
- Сюжет «Метрополиса» строится вокруг социального и классового конфликта, а главные герои — Мария и Фредер
- Фильм содержит много отсылок к Библии, а также поднимает вопрос о недолговечности тоталитарного общества
А вот кто из режиссеров вдохновился идеями Ланга ты можешь узнать из саммари «10 лучших триллеров: как нас пугает кино». За 10–15 минут мы расскажем все про «Кабинет доктора Калигари», живых мертвецов, ведьм и дьяволов. И да, Хичкок с Линчем тоже там.
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или получай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
А вкратце о том, как подходить к просмотру качественного кино и с чего стоит начать, рассказывали здесь:
Как смотреть кино?