Для творчества импрессионистов было характерно изображать один и тот же мотив, но в разное время года и суток. Так, Клод Моне написал серию картин «Руанский собор» с разным освещением и атмосферой. О чем эти полотна? Рассказываем в статье.
Клод Моне создал около 20-40 картин и набросков Руанского собора. Искусствоведы до сих пор не могут назвать точное количество, поскольку живописец переписывал полотна, уничтожал их. Художник показал собор утром, днем, во время вечерних сумерек. Есть легенда, как Моне решил написать серию картин. Он работал на пленэре, но вдруг освещение сильно изменилось, и художник уже не смог закончить работу. Тогда живописец попросил принести новый холст, но освещение снова поменялось. Импрессионист писал на разных холстах, и в итоге создал серию. Неизвестно, сколько правды в этой версии, но Клод Моне действительно стремился показать изменчивость мира, неповторимость мгновения. Художник расположил работы последовательно, чтобы выстраивалась драматургия, и сюжет развивался во времени.
Руанский собор преследует даже во сне
Клод Моне приезжал в Руан на протяжении двух лет. Он дорабатывал наброски в мастерской в Живерни. Художник стремился передать свет с помощью цвета и показать зрителям, как сильно освещение зависит от времени суток и состояния природы.
Он сделал вывод, что свет не может существовать сам по себе. Позже Моне снял комнату напротив Руанского собора. Два года он работал над его изображением с трех точек зрения. Живописец просыпался на рассвете и до ночи писал полотна. Он говорил, что ему снятся кошмары, как собор падает на него и меняет цвет от желтого до голубого. Также Моне говорил, что ему становится все сложнее отобразить его.
Искусствоведы считают, что серия картин «Руанский собор» — это вершина творчества художника. В 1895 году она была выставлена в галерее коллекционера и друга импрессионистов Поля Дюран-Рюэля. Выставка получилась успешной, хотя были как положительные, так и негативные отзывы. Полотна были вывешены по всему залу. У живописца была задумка, что сначала стоит показать зрителю серую серию, потом белую, которая постепенно переходит в радужную и затем синюю.
Руанский собор с автографом Щукина
На картинах Моне отсутствует пространство, объем, фактура. Все внимание приковано к цветовому решению. Художник добавлял детали на полотна и усовершенствовал их. Интересно, что каждая работа имеет свое название, например, «Фасад и башня Альбане. Серая погода», «Западный фасад в солнце». Для каждой картины живописец выбирал определенную атмосферу и цветовую гамму. Так, на полотне «Руанский собор вечером» мы видим заходящее солнце, и собор написан оранжевыми, желтыми оттенками, которые переходят в огненные.
Сергей Щукин выбрал эту картину для себя и расписался на ее обороте карандашом. Это единственное в мире полотно с его автографом. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль был недоволен этим, так как по договору преимущественное право покупки работ импрессионистов было у него. Однако Моне убедил его, что продает картину дороже рыночных цен. В галерее полотна этой серии стоили 15000 франков, а Щукин купил за 18000.