Время чтения - 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Автор - Екатерина Оксанен
Знакома ли вам ситуация, когда вы спорите с другим человеком и понимаете, что вас даже не хотят слушать? Зачастую это бывает из-за «эхо-камеры». Это ситуация, когда идеи и убеждения становятся сильнее за счёт того, что они многократно повторяются внутри закрытой системы.
Человек, привыкший получать информацию, например, из телевизора, с трудом может относиться к ней критически: мало того, что он много раз слышал одно и то же, он ещё и общается с теми, кто тоже привык брать информацию из того же источника. В итоге ему кажется, что он точно знает, как устроен мир. И если он слышит другое мнение, то согласиться с ним ему очень трудно.
Эффект эхо-камеры основан на нескольких феноменах:
«Предвзятость подтверждения»
Так психологи называют ошибку мышления, при которой человек склонен искать и интерпретировать информацию так, чтобы подтвердить идею, в которую он верит. Это происходит с любым человеком вне зависимости от возраста, уровня образования и пр. Поэтому когда учёные выдвигают свою теорию, то они пытаются её не доказать, а опровергнуть: они знают, что найти доказательства можно для чего угодно.
Так уж устроена наша психика: если она хочет во что-то верить, то из всей массы информации будет выбирать именно ту, которая подтвердит наши убеждения. Это и есть причина жарких споров о вакцинации, нетрадиционных ориентаций, политике, ГМО, астрологии и пр.
Конформность
Так называется тенденция соглашаться с мнением большинства. Если мы выбираем для общения только людей с мнениями, похожими на наши, то есть риск застрять в своей позиции и перестать развиваться. Единомышленники — это здорово, поддержка действительно очень важна. Но когда мы общаемся только с ними, у нас остаётся мало шансов узнать о мире больше.
Получается, что в рамках своего «информационного пузыря» мы слушаем единомышленников, сами с ними соглашаемся, и в результате ещё больше убеждаемся в своей позиции. Но к нам не поступают другие идеи — те, которые не совпадают с нашими.
Когнитивная лёгкость
Она заключается в том, что люди относятся с необоснованной симпатией к тому, что им уже знакомо. Получается, что старая информация заранее получает одобрение просто потому, что мы её уже видели. А у новой информации такого преимущества нет. Новое пугает и вызывает недоверие просто потому, что оно новое.
Особенности поиска информации
Эффект эхо-камеры усиливается за счёт лент в соцсетях, которые предлагают нам информацию на основе прошлых поисковых запросов. С одной стороны, алгоритмы настроены на максимально релевантный поиск, а с другой – эти же алгоритмы ограничивают тип информации, которая к нам поступает. В результате нам кажется, что в голове сложилась максимально объективная картина происходящего: ну везде же одно и то же говорят!
Кроме того, мы не всегда знаем, что именно искать. Например, если я хочу узнать побольше о депрессии, то спрошу «депрессия что это». Разве поисковик выдаст мне международную классификацию болезней или ссылки на серьёзные научные статьи? Нет, он отправит меня на наиболее «раскрученные» сайты. И часто в таких источниках тексты пишут копирайтеры, а не специалисты, которые действительно знают, что такое депрессия и как с ней работать.
Пункты выше говорят том, что психика... ну, не то чтобы ленива, но для развития и перестройки требует усилий. Но если не стремиться опровергнуть собственную точку зрения и не искать информацию в новых для себя источниках, то есть риск застрять в эхо-камере. И превратиться в одного из людей, которые уверены в своей правоте, а все остальные позиции считают ложными.
Чтобы такого не произошло, нужно стараться общаться с разными людьми, а не только с теми, чьё мнение совпадает с нашим. Это нелегко, но можно приучить себя искать разумное зерно в непривычных для себя идеях. Например, если вы слышите мнение, с которым хочется поспорить, то можно мысленно ответить на вопрос: а в какой ситуации эта идея могла бы быть действительно полезной?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
|VK |YouTube