До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Кандинский слышал цвета?

Василий Кандинский — русский художник, стоявший у истоков абстракционизма. Он был убеждён, что цвета и формы могут передают звуковые вибрации, и стремился воплотить эту идею в своем искусстве. Для него картина — это не только визуальное произведение, но и музыкальный портрет, где все — от точки до линии — исполняет собственную мелодию. Как же он слышал цвета? Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Дар восприятия

Способность Кандинского ощущать вибрации цвета объясняется неврологическим феноменом синестезии. Синестезия — явление восприятия, заключающееся в несоответствии испытываемых человеком ощущений органам чувств, через которые сведения об окружающем мире поступают в мозг. Синестеты могут видеть цвета букв и цифр, чувствовать прикосновения звуков и связывать слова со вкусами и запахами.
В. Кандинский
В 2001 году нейропсихологи Виадур Рамачандран и Эдвард Хаббард предположили, что синестетический опыт возможен благодаря «кросс-активации» областей мозга, отвечающих за восприятие разных видов информации, что может быть вызвано врожденной мутацией генов. Так, например, зона мозга, распознающая цифры, активируется одновременно с находящимся рядом «цветовым» центром — в результате числовой ряд становится цветным.
Кандинский испытывал хроместезию, иначе её называют «цветным слухом».
У людей с хроместезией звуки «транслируются» в визуальные впечатления, превращая творчество или поход в картинную галерею в уникальный мультисенсорный опыт.

Для творческого человека синестезия может стать ценным инструментом самовыражения. Эксперименты с интеграцией форм и образов в работах расширяют границы между областями искусства и помогают передавать комплексные чувства и эмоции.

Дух цвета

Художник верил, что каждый цвет музыкален и вызывает звуковые ассоциации. Кандинский описывал их как «живые» и «говорящие элементы» картин. Через сочетание ярких красок, абстрактных форм и динамических линий, он пытался вызвать у аудитории эмоциональные реакции, которые испытывал сам.
В книге «О духовном в искусстве» 1910 года Кандинский подробно рассуждает о том, что лежит в основе художественного творчества. По его мнению, смысл картины складывается из внутреннего содержания её отдельных элементов — формы, линии и цвета. Уловив «нематериальную» суть этих вещей, автор способен создать живое произведение, по отношению к которому внешняя оболочка вторична. При этом форма способна изменять значение цвета: красный треугольник кажется нам особенно «острым», а синий круг — «глубоким».
В. Кандинский. «Жёлтое-красное-синее»

Услышать глазами

В тексте Кандинский подробно описывает комплексное воздействие цвета на человека. Он представляет цвета в виде клавиш рояля, с помощью которого в зависимости от типа игры можно извлечь тона различной модальности. Как звучали цвета Кандинского?

  • Синий звучит спокойно, как виолончель, но становясь темнее, приобретает ноты печали, словно контрабас или орган, а если его смешать с белым и получить оттенок высокого безоблачного неба, мелодия, напоминающая трель флейты, начнет утихать, пока не станет совсем беззвучной.
  • Белый молчит: это первобытная и понятная каждому человеку приятная тишина.
  • Чёрный представляет собой другую сторону безмолвия: это тишина без надежды, пауза перед полным угасанием жизни.
  • Оранжевый похож на уверенный звон церковного колокола или интенсивную игру альтовой скрипки.

Стать Кандинским

В 2021 году Google и парижский центр искусств «Помпиду» выпустили онлайн-игру «Play a Kandinsky». В ней можно «услышать» картину Кандинского «Жёлтое-красное-синее». Проект работает на искусственном интеллекте и использует многочисленные описания звуков, которые художник связывал с определенными цветами и формами. Пользователи могут ощутить музыкальное настроение картины и её отдельных элементов, почувствовать мелодии форм разного цвета, а также создать собственный микс, задав настроения из предложенного списка.
ЖИВОПИСЬ