До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Вавилонская блудница: кто она и чем грешна

Вавилонская блудница — одна из самых загадочных и обсуждаемых фигур в библейских текстах. Ее образ встречается не только в религии, но и кино, литературе, живописи. Вавилонская блудница стала символом греха и искушения. В статье расскажем, кем она была, в чем согрешила и как она связана с концом света.
Время чтения: 5 минут

Приложение для саморазвития. Скачать

Откровение Иоанна Богослова

Образ вавилонской блудницы представлен в Откровении Иоанна Богослова, также известным как «Апокалипсис» — последней книге Нового Завета в Библии. Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1–2).
Ангел ведёт Иоанна Богослова в пустыню, где он:
«…увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим».
Откр. 17:3–6

Женщина или город

После прочтения такого нелестного описания легко упустить одну деталь и посчитать, что вавилонская блудница — это женщина. Однако чуть позднее сам же ангел в ст. 18 поясняет: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями». Таким образом, вавилонская блудница — это не настоящая женщина, а метафора Вавилона, города бесчестия и разврата. Его сравнивают с другими известными городами, уничтоженными Богом за грехи и распутство — Содомом и Гоморрой.
Соответственно, этот образ часто перенимается из Нового Завета для предостережения о последствиях греха, для обращению к Богу и христианским ценностям. В иудаизме образ Вавилонской блудницы также связан с отступничеством от веры и моральным падением.

Конец света и эсхатология

В некоторых религиозных, в частности, эсхатологических интерпретациях Вавилонская блудница связывается с концом света и предсказаниями апокалипсиса. Ее падение и гибель — символическое предзнаменование конца мира и приближение судного дня.
Эсхатология — раздел богословия, религиозное учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира — в «вечности».
В главе 18:2 Откровения читаем: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы».

Отражение в культуре: «Метрополис»

Вавилонская блудница встречается в различных произведениях искусства, литературы и кино. Ее образ часто используется для выражения темы искушения, падения и погибели. В литературе и искусстве она может быть представлена как символ женской красоты и соблазна, а также как предупреждение о пагубных последствиях греха. Упоминание о ней можно встретить у поэта Джона Мильтона, писателя-фантаста Анджея Сапковского и у других литераторов.
Пожалуй, самой известной аллюзией на вавилонскую блудницу как женщину является образ Лже-Марии из фильма «Метрополис» немецкого режиссера-экспрессиониста Фрица Ланга. В нем примечательная сцена танца вавилонской блудницы, которая соблазняет толпу мужчин. Ее исполнила актриса Бригитта Хельм. Во время режиссер использует прием быстрой смены кадров для создания эмоционального напряжения. Отрывки танца полуобнаженной, безумной Лже-Марии, сменяются монтажной склейкой множества глаз и сходящих с ума от похоти мужчин. Музыка еще больше усиливает этот эффект. Фриц Ланг словно говорит нам: «Вот он, настоящий хаос».
КУЛЬТУРОЛОГИЯ