Простая на первый взгляд, графика лежит в основе изобразительного искусства. На протяжении истории её оценивали по-разному: отводили ей главную роль, после воспринимали как вспомогательный элемент, пренебрегали и затем снова восхищались. Что же она представляет собой? И почему она так многолика?
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Происхождение термина и его суть
Графика — это вид изобразительного искусства, в котором основными художественными приёмами являются линии, штрихи и пятна. Термин произошёл от греческого слова graphikos — «писать» или «рисовать». Как правило, графическая цветовая палитра сводится к чёрному, белому и оттенкам серого, но встречаются и многокрасочные произведения. Важным аспектом этого вида искусства является отношение рисунка к холсту или, как писал графист В. Фаворский, «воздуху белого листа». Графика отличается лаконичностью и простотой, что позволяет зрителю выходить за рамки изображённого и достраивать образы самостоятельно.
Зарождение
В рассуждении о самых древних видах искусства графика, конечно, занимает первое место. Она берёт начало в наскальных рисунках первобытных времён и затем продолжается в традициях вазописи античного мира, где главную роль играют силуэты и линии. На основе рисунка возникла пиктография — форма письма, предшествующая письменности. За ней появились иероглифы. В Средние века графика в основном существовала в виде иллюстраций к священным писаниям и книгам.
Рисунок в живописи
С расцветом живописи в эпоху Возрождения рисунок прочно закрепился в качестве эскизной основы для будущей картины. Однако некоторые эскизы ценны сами по себе: например, знаменитые наброски Леонардо да Винчи, его «Витрувианский человек». Известно, что автор не придавал эскизам ценности из-за их незавершённости и никогда не публиковал черновики, поэтому мало кто знал об их существовании.
Гравюра
Ещё один вид графики — гравюра — был изобретён в VI веке в Китае, однако в Европе он распространился гораздо позже, в XIV веке. В это время на континенте шёл активный рост городов, вместе с которым обозначился спрос на «массовую культуру». По этой причине изобретение Гуттенберга — книгопечатный станок — пришлось очень ко времени: по той же схеме можно было воспроизводить не только тексты, но и иллюстрации. Возможность получения одинаковых изображений в большом количестве стала настоящим прорывом.
Будучи доступной каждому, гравюра быстро обрела популярность. Это особенно заметно в странах северной Европы, где в искусстве всегда ценили детализацию. Гравюра подразделяется на два типа – ксилографию (резьба по дереву) и офорт (резьба по металлу), но в обоих случаях основной акцент сделан на светопередаче и контрасте линий. Гравюры создавали вплоть до XX века; среди самых известных стоит отметить светотеневые офорты Рембрандта Харменса ван Рейна, иллюстрации Гюстава Доре, а также мрачные офорты Франсиско Гойи.
Наследие Альбрехта Дюрера
Имя Альбрехта Дюрера стоит особняком среди самых известных мастеров графики. Немецкий мастер оставил после себя большое наследие: гравюры, картины и трактаты. Выросший в семье ювелира, он уделял особенное внимание деталям на каждой из своих работ независимо от её назначения: точность штрихов в сочетании с великолепной пластичностью давала впечатляющий эффект. При жизни Дюрер был известен как гравёр, работавший как с медью, так и с деревом. Одной из главных его работ считается серия «Апокалипсис», визуализирующая страхи о конце времён. После «Апокалипсиса» гравюры Дюрера обрели популярность и за рубежом.
Современная классификация
Существует два варианта классификации графических произведений: по способу создания и по функции. Согласно первому, выделяют три вида графики: рисовальную, когда работа создаётся в единственном экземпляре, печатную, которая предусматривает широкое тиражирование, и компьютерную. Любопытно, что вплоть до XIX века рисунок не выделялся в отдельную категорию и считался базой, которой должен был овладеть каждый художник. По своей сути он также близок к живописи из-за своей уникальности, в то время как печатная графика изначально подразумевает повторное воспроизведение.
По функциональной принадлежности можно выделить следующие виды графики:
- Станковая. Сюда входят рисунок, акварель, гравюра, эстамп — иными словами, такие графические работы, которые считаются самостоятельными произведениями искусства.
- Книжная. Она включает в себя шрифты, иллюстрации, буквицы, виньетки и книжное оформление в целом.
- Плакатная. Главным образом представлена афишами и плакатами.
- Письменная. Сюда относится каллиграфия — мастерство искусного письма.
Искусство графики многогранно и широко: ареал её интерпретаций простирается от восточных иероглифов до французских карикатур. Примитивный наскальный рисунок, детализированная гравюра, светлая и воздушная акварель — все они своим появлением обязаны графике. И хотя многие привыкли связывать историю искусства с масштабными красочными полотнами, можно сказать с уверенностью, что она была бы немыслима без графического начала.