Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Государство» Платона: разбор основных идей

Скульптура Платона и книга Платона Государство
Автор: Алена Сухинина, философ (ПГНИУ), популяризатор науки
Идея отказа от частной собственности, которую потом подхватили коммунисты, не была новой. Задолго до них ее предложил Платон в знаменитом диалоге «Государство». А еще он считал, что семьи создавать не нужно, детей должны воспитывать специальные общественные институты, а музыка плохо влияет на разум.
Итак, как же могла бы выглядеть идеальная модель платоновского государства? И в чем смысл его известного мифа о пещере? Сейчас разберемся.
Время чтения — 8 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Справедливость есть добродетель

В диалоге «Государство» Платон через голос Сократа задается вопросами: «Что такое справедливость?» и «Почему быть справедливым лучше, чем несправедливым?» Они ложатся в основу большой дискуссии о том, как устроено общество, и что нужно для его гармонии.
Сократ начинает с того, что проверяет различные представления о справедливости. Кефал, пожилой и состоятельный человек, утверждает, что справедливость — это честность и возвращение долгов. Однако, по мнению Сократа, такое понимание слишком ограниченно. Ведь иногда буквальное выполнение обязательств может и навредить. Например, если вернуть оружие человеку, который не в состоянии его контролировать. Поэтому, Сократ считает, что для справедливости недостаточно просто следовать правилам — нужно еще учитывать и последствия.
Следующим свою версию справедливости предлагает Полемарх, сын Кефала. Она заключается в том, чтобы воздавать каждому по заслугам: злому — зло, доброму — добро. Но есть проблема. Когда мы возвращаем вред тому, кто навредил, то сами становимся хуже. Кроме того, человек может только казаться злым, а в сущности быть хорошим. Получается, такая модель справедливости не работает должным образом.
Для Фрасимаха справедливость — это то, что выгодно сильнейшим и власть имущим. Даже если они не нравятся всем, законы, которые они устанавливают, все равно соблюдаются. Однако Сократ замечает: правители могут ошибаться в том, что для них есть выгода. Следовательно, слепое подчинение не всегда справедливо. Кроме того, Сократ утверждает, что истинная справедливость не должна зависеть от симпатий и антипатий — она должна быть одинаковой для всех.
Постепенно, через эти обсуждения, Сократ приходит к выводу, что справедливость — это нечто большее, чем личная выгода или правила. И настоящая справедливость действует, когда человек занимает то место в обществе, которое соответствует его положению, и тем самым вносит вклад в общее благо.
Итак, запоминаем: по Платону, справедливость — это внутренняя гармония и порядок в душе каждого человека и в обществе. Когда каждый действует не из эгоистичных побуждений, а ради других, общество становится устойчивым и процветающим. И если бы все люди следовали этому правилу — мы бы уже жили в идеальном государстве Платона.

Идеальное государство с философами во главе

Чтобы понять, как работает справедливость на практике, Платон предлагает мысленный эксперимент: создать идеальное государство. В нем каждый занимает место по своим способностям. Люди, которые обладают умом и мудростью, становятся правителями — философами-царями. Физически сильные граждане защищают общество в роли воинов. Остальные занимаются ремеслом, сельским хозяйством и торговлей. И справедливость, по Платону, достигается, когда каждый выполняет свою роль и не пытается занять место другого. Например, как если бы воин пытался управлять, не имея для этого знаний и мудрости.
Платон также считает, что для избежания конфликтов интересов и коррупции у правителей и воинов не должно быть личной собственности и традиционных семей. По его мнению, это поможет им оставаться объективными и полностью посвятить себя служению обществу. Все правильно, если ты умный или сильный — найти вторую половинку и провести с ней всю жизнь не получится. Иначе ты не сможешь нести свой долг.
Образование — важнейшая часть жизни в таком государстве. С ранних лет граждане проходят обучение, которое развивает их способности и готовит к роли, которую они будут играть в обществе. Это воспитание формирует не только практические навыки, но и моральные качества. Кстати, именно из образовательных целей Платон предложил запретить музыку. Не всю, конечно, а определенные виды, которые расслабляют человека, мешают ему оставаться в тонусе. Любишь под настроение включить любимую подборку грустных треков? В «Государстве» Платона пришлось бы жить без них.
Модель идеального государства Платона обсуждает важные вопросы о том, как устроить общество, но она не прошла проверку реальностью. Но сам Платон был уверен, что только такое устройство общества может обеспечить истинную справедливость, гармонию и стабильность. Ведь в этой модели каждый вносит свой вклад в общее благо, и все типы реальных государств, по мнению Платона, уступают в сравнении с этим идеалом.

5 типов государств у Платона

А вот, собственно, и разбор Платоном реальных типов государств, от лучшего к худшему.
Под аристократией Платон понимает не просто правление лучших, как это обычно интерпретируется, а именно философов — людей, которые стремятся к познанию истины и способны видеть истинное благо общества. Платон утверждал, что именно такие правители будут руководствоваться мудростью, а не жаждой власти или богатства.
Монархия в платоновской философии также рассматривается как часть аристократии, если государством управляет мудрый и справедливый правитель, так называемый «философский царь».
Тимократия — государство, где власть находится в руках военных или тех, кто высоко ценит честь и военные успехи. Примером тимократии можно назвать спартанское государство, где власть и авторитет основывались на военной доблести.
Олигархия — управление небольшой группой людей, часто основанное на богатстве. В таком государстве богатые управляют бедными, что ведет к социальным разрывам и несправедливости.
Платон критикует и демократию за чрезмерную свободу, которая может привести к анархии и нестабильности, когда люди делают что хотят, не учитывая общее благо. Платон видел опасность в том, что демократия может привести к тирании, когда один человек приходит к власти на волне популярности, обещая удовлетворить желания народа.
Тирания — это самая худшая форма правления по Платону. Она возникает, когда один человек берет абсолютную власть, часто после демократии. Тиран обещает порядок и безопасность, но обычно приводит народ к угнетению и страданиям.
Платон критикует все эти формы правления за то, что ни одна из них не способна обеспечить истинную справедливость и стабильность. По его мнению, только идеальное государство, которым управляют мудрые философы, способно ставить общее благо выше личных интересов. Развитие этой идеи мы увидим позже в произведении «Политика» Аристотеля.

Миф о пещере как иллюстрация мира идей

Миф о пещере — одна из самых известных аллегорий Платона, которая поднимает вопросы о природе знания, восприятия и реальности. Его мы тоже можем найти в «Государстве».
В мифе о пещере Платон описывает группу людей, которые всю свою жизнь прожили в подземной пещере, закованные так, что могли видеть только перед собой стену. За их спинами горит огонь, и мимо проходят фигуры, отбрасывающие тени на стену перед узниками. Узники верят, что эти тени — это реальность, поскольку никогда не видели ничего другого. Но когда одного из них освобождают и выводят наружу, он изначально слепнет от света, однако со временем начинает видеть настоящие объекты и понимает, что реальный мир гораздо шире и полнее, чем мир теней в пещере. Возвращаясь, он пытается убедить остальных в своих открытиях, но они отказываются верить ему.
Смысл мифа о пещере в том, что он иллюстрирует ограниченность нашего восприятия и сложности, с которыми сталкивается человек, который пытается расширить границы своего понимания. Платон использует этот миф для демонстрации того, как люди могут быть скованы своими иллюзиями и предрассудками, принимая за реальность лишь те образы и идеи, которые им знакомы. Освобожденный узник, обретающий знание о мире за пределами пещеры, символизирует философа, который познает мир идей и пытается привести к этому пониманию остальных, несмотря на их сопротивление и неприятие новой реальности.
Итак, вот 4 главных смысла в диалоге «Государство»:
  1. Справедливость в «Государстве» Платона определяется как гармония, где каждый человек выполняет свою роль в обществе в соответствии со своими способностями и положением. По мнению Платона, это создает порядок и благополучие в государстве, а каждый человек таким образом вносит свой уникальный вклад в общее благо.
  2. Идеальное государство у Платона строится на правлении философов-царей, которые обладают мудростью и стремятся к общему благу, а не к личной выгоде. Платон утверждает, что такое государство способно достичь наивысшего порядка и справедливости, где каждый занимает место, соответствующее его истинным способностям.
  3. Платон анализирует пять реальных типов государств: аристократия (власть лучших) или монархия (власть одного лучшего), тимократия (правление воинственных), олигархия (правление богатых), демократия (правление народа), и (правление одного). Он критикует каждую форму за то неспособность обеспечить истинную справедливость и стабильность, указывая на их недостатки и пути деградации от одной формы к другой.
  4. Миф о пещере иллюстрирует проблему человеческого восприятия и ограниченности познания. Платон использует эту аллегорию для объяснения процесса просвещения, где освобожденный узник, который обретает знание о мире за пределами пещеры, символизирует философа. Он стремится привести остальных к истинному пониманию реальности и знания, которое выходит за рамки видимых теней на стенах.
Саморазвивайся через просмотр лекций по философии. Советуем начать с этих:

Философия: главные имена, школы и идеи
История философии: от античности до наших дней
ФИЛОСОФИЯ