архитектура

Почему храмы строили круглыми или прямоугольными?

Автор: Нэлли Кундрюкова
15 мая 2019
Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 4 минуты
Существует несколько типов построек в зависимости от их плана. Их можно разбить на две большие группы – центрические и продольные.
Храм Аполлона в Дельфах
Центрические постройки составляют лишь небольшую часть мирового архитектурного наследия. В основе такой архитектуры лежат правильные геометрические фигуры: круг, квадрат, шести- и восьмиугольник, реже – фигуры с большим количеством граней (максимум 12). Такие формы выбирались в качестве символа гармонии и божественного устройства мира, ведь у них есть четко выраженный центр. В Греции строили круглые храмы для божеств (но мало) (рис.1), а в Риме круглыми стали делать погребальные сооружения – мавзолеи (рис.2). В раннехристианское время переняли римскую практику, и круглыми стали строить мартирии – сооружения на месте гибели или захоронения мучеников (рис.3).
рис. 1 Мавзолей Адриана (реконструкция), сейчас – замок святого Ангела
рис. 2 Сан Стефано Ротондо
рис. 3 Базилика Константина в Трире (восстановленная)
Почему таких построек сравнительно мало? Проблема в их непрактичности, ведь очень сложно сделать огромное центрическое здание, где могли бы размещаться тысячи людей, а затем еще перекрыть его сводом или куполом.
Поэтому выходом из этой ситуации стало использование прямоугольных базилик, которые стали основой для западноевропейских храмов (рис.4).
Собор Святой Софии в Константинополе
В продольных зданиях появляется один очень важный мотив – ось, которая задает движение. И в западно-христианской архитектуре этой оси придавали большое значение. Храмы ориентированы с запада на восток, благодаря чему возникает сюжет движения от тьмы и греха (в западной части храмов обычно находятся сцены Страшного суда) к апсиде, к прощению, к Богу (в восточной части видим лик Иисуса).
Такого мотива в центрических постройках нет. Поэтому такие формы идеально подходят для мавзолеев – зачем нужно движение там, где должен быть абсолютный вечный покой?

С другой стороны, центрические купольные храмы (например, София Константинопольская, ставшая затем мечетью), характерные для православной архитектуры, вместо мотива движения по горизонтали предлагают нам другую ось – вертикальную (рис.6). Помыслы и молитвы прихожан здесь ориентированы вверх, к небу. И поэтому главным элементом храмов этого типа является купол как символ небесного свода.

А вам больше нравятся центрические православные или вытянутые католические храмы?

Автор: Нэлли Кундрюкова

Назад
Лекция «Заха Хадид: архитектура будущего?»
16 МАЯ • ЧЕТВЕРГ • 19:30
645
р.
Выберите тип билета
Бесплатная страховка
Лектор - Нелли Кундрюкова
Дата - 16.05 (Четверг) в 19:30
Длительность - 2 часа
Адрес - м. Чернышевская, ул. Шпалерная д.37


Королева кривых линий и одна из ярчайших суперзвезд в мире современной архитектуры. Первая женщина в истории, получившая Притцкеровскую премию – самую престижную награду в области архитектуры. Заха Хадид разработала свой уникальный архитектурный язык, и ее здания – одни из самых известных и узнаваемых в мире. Помимо архитектурных произведений она также создавала театральные декорации, сценические и выставочные пространства, коллекции обуви, ювелирных украшений, мебели, предметов интерьера, – и все это несёт в себе отпечаток ее уникального стиля. В начале ее карьеры проекты Захи Хадид считали слишком амбициозными и странными, поэтому свой первый проект ей удалось реализовать только тогда, когда ей было уже за сорок. Зато потом она стала одним из самых влиятельных архитекторов в мире, определившим развитие нелинейной архитектуры. Ее здания зачастую сопротивляются прямым углам, порой игнорируют гравитацию, а внутренние пространства создают необыкновенный драматический эффект.


На лекции мы обсудим ее творческий путь, ее уникальный стиль, попробуем определить ее место в современной архитектуре, а также узнаем:
- Что ее связывает с Россией и какое отношение к ее творчеству имеет русский авангард;
- Что такое параметрическая архитектура;
- С чем связана ее нелюбовь к прямым углам;
- Каковы тенденции развития современной архитектуры и почему ее идеи играют здесь важную роль.

Назад
«Заха Хадид: архитектура будущего?»
ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЯ
295
р.
Длительность - 2 часа
Конспект к лекции
Тест для закрепления материала
Доступ на 30 дней

Королева кривых линий и одна из ярчайших суперзвезд в мире современной архитектуры. Первая женщина в истории, получившая Притцкеровскую премию – самую престижную награду в области архитектуры. Заха Хадид разработала свой уникальный архитектурный язык, и ее здания – одни из самых известных и узнаваемых в мире. Помимо архитектурных произведений она также создавала театральные декорации, сценические и выставочные пространства, коллекции обуви, ювелирных украшений, мебели, предметов интерьера, – и все это несёт в себе отпечаток ее уникального стиля. В начале ее карьеры проекты Захи Хадид считали слишком амбициозными и странными, поэтому свой первый проект ей удалось реализовать только тогда, когда ей было уже за сорок. Зато потом она стала одним из самых влиятельных архитекторов в мире, определившим развитие нелинейной архитектуры. Ее здания зачастую сопротивляются прямым углам, порой игнорируют гравитацию, а внутренние пространства создают необыкновенный драматический эффект.

На лекции мы обсудим ее творческий путь, ее уникальный стиль, попробуем определить ее место в современной архитектуре, а также узнаем:- Что ее связывает с Россией и какое отношение к ее творчеству имеет русский авангард;
- Что такое параметрическая архитектура;
- С чем связана ее нелюбовь к прямым углам;
- Каковы тенденции развития современной архитектуры и почему ее идеи играют здесь важную роль.

Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!